Навигатор для родителей и учителей // Расшифровка

Культура вопрошания, или «Почемучки» до пенсии

Продолжение разговора с Павлом Рабиновичем о настоящем образовании

Культура вопрошания, или «Почемучки» до пенсии
Иллюстрация: ru.freepik.com

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «Почему?»
(С.Я. Маршак, 1964)

Давайте поговорим о вопросах и о том, почему они важны, нужны и может ли их не быть. Одна наша коллега вспоминала, как 10–15 лет назад она была приглашена на открытый урок, в конце которого от детей не прозвучало ни одного вопроса. Педагог после урока на это пояснила, что она объяснила и дала всё так, что вопросов у детей не осталось…

К сожалению, часто бывает так: педагог провел занятие, выложился, сделал все, что мог и даже больше этого, а вопросов нет. Какова природа отсутствия вопросов в конце занятий? Невозможно однозначно ответить. Наблюдается «недолет», «перелет», или «капитан очевидность», то есть материал оказался слишком сложным и «некуда» задавать вопрос, материал оказался слишком простым и «незачем» задавать вопрос. Чтобы задать вопрос, нужно на что-то опереться (разрыв в понимании, появившийся интерес и т.п.). Печально, когда отсутствие вопросов является результатом сформированной «корпоративной» культуры в образовании (в частности, в школе), когда задать вопрос – это оказаться белой вороной, бросить вызов (одноклассникам и/ или учителю), показать свою несостоятельность (я что-то не понял) и так далее. Можно сказать, что задать вопрос – совершить самоподвиг, сделать нечто неестественное, превозмочь себя с риском последствий. На наших программах мы всегда просим участников наградить нас вопросами, суждениями, критикой, чем угодно, только не молчите.

«Не согласись со мной хоть в чем-нибудь,
чтоб нас было двое»
(Сенека)

У нас есть своеобразный «чек-лист с валидолом» для педагогов и руководителей школ с «каверзными и противными» вопросами. Например: «На какой период Вы пришли в школу?». Интересно, что после этого вопроса обычно начинается шквал негодования, хотя, если педагог не планирует (не замысливает) на тот или иной период времени свои достижения или изменения, то вряд ли он сможет что-то дать ученикам. Человек развивается по сопричастности к деятельности, равно как и ученики развиваются вместе с развитием учителя (ситуация «равного незнания», в частности). Второй вопрос «чек-листа»: «Что за период работы в школе Вы хотите сделать для себя?» и после того, как культурный шок пройдет, предлагается третий: «В чем на этом пути Вам могут помочь ученики?». Если еще остаются те, кому можно задать вопросы «чек-листа», то: «Какие вопросы Вам задают обычно ученики?», «Как часто ученики вопросами Вас ставят в тупик?» и другие.

Эти вопросы, чтобы показать – культура вопрошания, культура взаимодействия с учениками через вопросы на равных (презумпция «могу-щества» ребенка) является важнейшим педагогическим мастерством. Если мы хотим, чтобы были вопросы, прежде всего необходимо обеспечить «позицию равных» (peer-to-peer).

Как «театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский), так и культура вопрошания и культура достоинства (А.Г. Асмолов) начинается с принципов коммуникации (общения). Обратите внимание, например, как учителя и ученики обращаются друг к другу? Как учителя завтракают и(или) обедают в школьной столовой? Как ведут себя ученики, когда учитель (завуч, директор или другой взрослый) входит в класс? Как стоят парты в классе? Что и как «нельзя» школьнику, а что и как взрослому и так далее? Как часто: школьник обращается к учителю «Уважаемая Мария Ивановна!», а – учитель к ребенку «Иванов, к доске!»; учителя за отдельным столом в столовой; парты «в затылок»; «встань, когда я с тобой разговариваю» и так далее.

В нашей с коллегами картине мира общение взрослого и ребенка – это процесс обоюдный и договорный, это процесс культуры равенства (не нужно путать с панибратством и неуважением)., всё, в том числе и способ обращения друг к другу, есть результат взаимоуважения и взаимных договоренностей.Мы сейчас проектируем уникальный лицей имени В.И. Долгих в Норильске, где основным «местом взаимодействия» является встреча, а не урок, и это не просто замена одного слова другим, это изменение культуры коммуникаций: неявка на урок – прогул, а о встрече нужно договориться… Взрослым и детям важно договариваться о том,как взаимно обращаться, какая в школе система ценностей, что можно или нельзя и и по другим вопросам – всё это мощные механизмы развития самости, субъектности, ответственности и Личности взрослого, и ребенка в целом, формирования культуры доверия, культуры достоинства, культуры вопрошания. Когда в 1994 году я пришел работать в школу, разница в возрасте с одиннадцатиклассниками составляла всего 4–5 лет, и ученикам ко мне обращаться «Павел Давидович» не всегда было удобно, «Пашей» называть – некорректно, мне выучить их имена и отчества не всегда получалось. В течение определенного времени с каждым из классов (по-разному) мы договаривались о том, как друг друга называем: я ко всем обращался по имени и на «Вы», а старшеклассники выбирали сами «Павел Давидович» или просто «ПД». Такой подход был комфортен для всех и показывал наше равенство без перехода на фамильярность. Ученики приходили с самыми разными вопросами – от предметных до личных.

Сама личность педагога, манера поведения, «несущая деятельность» (собственные исследования, проекты, хобби и прочее) влияют на желание и возможность задавать вопросы и коммуницировать. Когда учитель «гордо реет буревестником» над классом и самозабвенно повествует о значимости таблицы умножения, как правильно жить, как правильно действовать, то такая ситуация на уроке сама по себе исключает возможность задать какой-нибудь вопрос.

Если педагог «делает паузы в словах», приглашает к разговору, показывает собственные области незнания, делится своими интересами и переживаниями, честно и «на берегу» предъявляет, зачем он пришел в класс, что он хочет для себя сделать, в чем его замысел и прочее, то с таким Учителем и поговорить можно. Соответственно сам формат учебных занятий должен предполагать обязательно место и возможность задать любые вопросы «здесь и сейчас» или после занятия, когда «дойдет». Например: развивающее обучение, проектные задачи, проблемные семинары, то есть любые форматы, предполагающие минимизацию готовой информации, «готового знания». Тогда есть шанс начать слышать вопросы учеников.

В годы моей учёбы в школе, наш учитель начальной военной подготовки, когда мы обращались к нему, часто с юношеской иронией и «троллингом», можно ли задать глупый вопрос, всегда невозмутимо отвечал: «Глупых вопросов не бывает! Глупыми могут быть ответы». Ценность и смысл этого ответа удалось оценить лишь много лет спустя. Хотелось бы, чтобы этот принцип учителя взяли себе на вооружение и транслировали ученикам, показывая, что любой вопрос самый каверзный, «неправильный», «глупый». – это праздник и подарок как для учителя, так и для ученика, это возможность проявиться, сделать приращение в знаниях и в опыте и т.д..

«Большие не знают,
что ребенок даже в самом трудном деле
может дать чрезвычайно важный совет»
(Ф.М. Достоевский)

Когда учитель заходит в класс и спрашивает: «Дети, сколько будет 2 + 2?», то хочется поинтересоваться смыслом этого действия. Он же знает, что это 4, зачем это спрашивать? Проверить «усвояемость» материала? Важно формулировать вопрос или ситуацию таким образом, чтобы в ней была неизвестность для обеих сторон. Позвольте привести пример из уникальной школы № 29 города Подольска, где невероятными усилиями Игоря Сергеевича Царькова, настоящего волшебника и Учителя, и его команды создано инженерное направление, и дети вместе со взрослыми творят чудеса: запускают первый школьный космический телескоп «Умка-1», строят биокомплекс на 200 кв.м. с тремя климатическими зонами и пятью источниками возобновляемой энергии, проектируют новый корпус школы, снимают фильмы – победители детского Каннского фестиваля и занимаются другими интересными делами. На одном из уроков родилась идея изучить такую-то звезду, но выяснилось, что из Подмосковья это сделать невозможно, поэтому нужно либо арендовать телескоп в другой локации, либо искать другие варианты. Ученики предложили создать и запустить космический телескоп и с орбиты любые звезды. Все захлопали в ладоши, сказали «давайте», и на этом область наших знаний закончилась: дети не знали, как собрать спутник, а мы – все остальное: как его запустить, где найти ресурсы, кого пригласить консультантами и тому подобное. Семь лет длился этот проект, в котором принимали участие более шестидесяти участников: учеников, представителей науки, бизнеса, учителей, родителей. В результате 25 мая 2023 года с космодрома Восточный «Умка-1» был запущен, сейчас на орбите, присылает фотографии. Этот изумительный проект – пример ситуации равного незнания, который приводит к продуктивным результатам и океану вопросов.

Важно, чтобы учитель был человеком ищущим, с естественным «комплексом неполноценности», так как «комплекс полноценности» (по А.Г. Асмолову) блокирует подходы к вопрошанию. Задача педагога – быть тем, кто сам сомневается, кто сам ищет, кто сам себе и детям задает «неудобные» и «дразнящие» вопросы, побуждая к интересным размышлениям и дискуссиям. Учитель, будучи представителем и носителем культуры вопрошания, может показать ученикам разные типы вопросов и суждений, приемы комментирования и конструктивной критики. И тогда, пробуя разные типы высказываний и вопросов, школьники научатся уместно задавать вопросы, как высказывать свои суждения, критику, несогласие и т.д. (Хочется обратить внимание на важную работу Вадима Коростылева и его коллег из МГПУ «Интерактивное вопрошание»).

Резюмируя, пожалуй, самое важное, не забыть про чувство безопасности. Ученики (дети дома) должны быть уверены в том, что могут задать любой вопрос и получить ответ, комментарий, совет и прочее без риска для себя.

Это – искусство педагога и если безопасность не будет обеспечена, начнутся либо социально ожидаемые вопросы или ответы, либо «спортлото» (угадайка), либо просто отсутствие вопросов.

Мы с моим другом А.Е. Рабиновичем в 90-е годы занимались вопросами автоматизации тестирования в образовании. Есть правило коррекции угадывания для тестов с закрытой формой ответов: считается, что всегда есть элемент случайного угадывания, поэтому итоговый балл за тест должен корректироваться. Наша задача была сделать так, чтобы, во-первых, снизить у учеников и студентов эмоциональное напряжение при тестировании и, во-вторых, уменьшить долю угадывания. Был найден простой и удобный способ: в каждый вопрос добавили вариант ответа «не знаю» и эти ответы не учитывались в формуле коррекции угадывания. Таким образом, коррекция итогового балла была меньше, и при этом достоверно были известны области незнания, появилась возможность задавать вопросы и обсуждать содержание учебных материалов, равно как и общее отношение к контролю «знаний» постепенно менялось в положительную сторону.

Дорогие коллеги, не бойтесь, делайте над собой усилия приглашайте учеников к разговору, меняете форматы образовательных активностей так, чтобы было место для вопросов! Если вопросов нет, задавайте их сами, размышляйте вслух, втягивайте в коммуникацию… Это непросто, но должно получиться.

Продолжение следует...


Институт «Эврика» при поддержке Фонда президентских грантов разрабатывает платформу «Навигатор для родителей и учителей», где публикуются тексты педагогов, психологов и других экспертов образования, а также видеозаписи лекций и презентации к ним.



Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube