Учителя // Тема дня

Учителя и родители: пакт о ненападении невозможен?


Учителя и родители: пакт о ненападении невозможен?
Иллюстрация: ru.freepik.com

По данным опроса Общероссийского народного фронта (ОНФ), каждому третьему педагогу в России приходится сталкиваться с психологическим давлением со стороны родителей учеников. Результаты исследования были представлены на стратегической сессии по проблемам образования, прошедшей в Сочи с 9 по 11 июня.

Главной темой программы «Своя правда» на радио «Говорит Москва» стали конфликты между педагогами и родителями. В разговоре приняли участие научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский и проректор МГППУ Сергей Косарецкий. Эксперты рассмотрели эту проблему с разных сторон, и вот какие главные выводы они сделали.

Сколько времени существует эта проблема?

По этому вопросу мнения участников дискуссии разошлись. Александр Адамский считает ее почти вечной, например, конфликт между родителем и учителем описан Паатой Амонашвили в книге «Марк Фабий Квинтилиан», о школе в Риме в I веке нашей эры. Сергей Косарецкий полагает, что ситуация противостояния во взаимоотношениях школы и семьи стала развиваться по нарастающей, начиная с 90-х годов прошлого века, в период первоначального накопления капитала, когда люди посчитали, что они теперь успешные, у них есть деньги и связи, которые все решают. И дальше конфликт между родителями и педагогами только набирал обороты вследствие изменений как в обществе, так и в школе. С одной стороны, как подчеркивает Сергей Косарецкий, значительно выросло число людей, которые получили высшее образование, часто формальное. Тем не менее это дало им основание считать, что, может быть, они понимают в системе образования больше, чем учитель. С другой стороны, школа менялась в последние годы в сторону большего внимания к интересам ребенка. Такой детоцентризм, которого не хватало в советское время, в каком-то смысле наращивался, и даже произошло нарушение баланса между интересами детей и всех остальных участников образовательного процесса.

По мнению Александра Адамского, одной из причин конфликтов стал разрыв между уровнем представлений в обществе о результатах образования и теми результатами, которые заявляла система образования, в ходе реформирования, модернизации.

Родители не успевают адаптироваться к этим изменениям, это вызывает напряжение, а нередко и агрессию!

«Уважительное отношение к учительству со стороны родителей формируется их уверенностью в том, что результаты образования обеспечат детям семейное, карьерное, материальное благополучие», – полагает эксперт.

А результаты, которые по мнению родителей, не могут дать этого, родители считают «плохими» и склонны обвинять в первую очередь учителей, министерство просвещения, всю систему образования. В то же время многие родители не осознают тот факт, что учебные достижения, к которым они привыкли, которые считают «хорошими», зачастую не соответствуют тем условиям, в которых детям придется самореализоваться через 10–15 лет.

Изменения происходят постоянно, а последние годы – стремительно и непредсказуемо.

«Новыми форматами коммуникации не владеет полноценно ни одна из сторон»

Триггером противостояния стали соцсети и чаты, которые стимулируют агрессию, невнимание к интересам друг друга, недопустимые в других пространствах лексику, эмоции, снимают целый ряд этических ограничений. Про это мало знают, и к этому надо готовиться, убежден Сергей Косарецкий.

«Сейчас массовое образование совпало с технологическими средствами коммуникации, – отметил Александр Адамский. – Два этих фактора наложились друг на друга, и, действительно, общественное сознание оказалось не готово к такому варианту коммуникации. При огромном количестве возможностей общаться не сформировалась культура взаимодействия».

Как заметил Александр Адамский, в середине 70-х годов прошлого века, когда он пришел работать в школу, тоже возникали такие конфликты, но сейчас «есть возможность высказать претензии не лично учителю, даже не директору, а городу и миру в целом!».

Различные факты поведения учителей дети стали фиксировать на телефон и выставлять на всеобщее обозрение в соцсетях. Так же и педагоги могут заснять неблаговидное поведение своих учеников на уроках.

В то же время, как констатировал Сергей Косарецкий, «этими новыми форматами коммуникации не владеет полноценно ни одна из сторон». По его словам, родители и дети используют их, не обладая достаточной для этого культурой, а руководители школы не относятся к этому как к инструменту управления, фактически не уделяя этому должного внимания. Или идут по пути запретов, не разрешая учителям размещать свои фотографии в купальниках или на отдыхе в социальных сетях.

Можно ли нормативно отрегулировать эту проблему?

8 августа 2024 года Закон «Об образовании» в РФ» был дополнен в части параграфа о правовом статусе учителя. Он вступил в силу с 1 сентября прошлого года. По сути, педагоги всегда имели возможность юридической защиты чести и достоинства. В частности, Конституция РФ в ч. 1 ст. 21 закрепляет, что достоинство личности охраняется государством.

Согласно принятым в закон поправкам, в российских школах должны появиться специальные комиссии, которые займутся защитой авторитета педагогов. Также принят закон, запрещающий школьникам пользоваться в учебное время мобильными телефонами и обязывающий ввести в правила школьного распорядка требования к дисциплине на уроках.

Закон обязывает директора школы защищать всех участников учебного процесса, а не только детей, как это часто случалось ранее.

Согласно закону, у учителя есть выбор: обратиться в органы управления образовательными организациями с требованием применить к ученику меры дисциплинарного характера (ч. 3. 1 ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ») либо пойти в суд с требованием опровержения «порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений» (ст. 152 ГК РФ). Комиссии, которые рассматривают конфликтную ситуацию, рекомендуют директору школы, а также всем другим руководителям приглашать в классы инспекторов по делам несовершеннолетних и представителей прокуратуры, чтобы разъяснять школьникам и педагогам их права и обязанности.

Актуальность принятых поправок в закон «Об образовании» хорошо объясняет исследование специалистов ВШЭ, посвященное психологическому и даже физическому насилию, которому подвергаются школьные учителя. Почти 80% из них отметили, что их дразнили хотя бы раз, а их замечания ученики игнорировали и специально нарушали дисциплину. Более 70% учителей сказали, что школьники жаловались на них руководству по надуманному поводу. Две трети педагогов признались, что ученики обзывали их и демонстрировали презрение с помощью жестов или взглядов. Не говоря уже о вопиющих случаях издевательств, которые часто фиксируются на видео и выкладываются учениками в Интернет.

Сами же учителя находятся в заведомо уязвимом положении, поскольку имеют дело с несовершеннолетними детьми, и у них нет иных полномочий, кроме как давать учебный материал.

От цифрового контроля – к службам медиации

Как отметил Сергей Косарецкий, искусство управления конфликтами должно находиться в центре психолого-педагогического образования, этому должны учить будущих педагогов. Однако, как отмечали радиослушатели в чате программы «Своя правда», «никакое психологическое образование не поможет взаимодействовать с современными родителями, которые знают свои права и по-хамски требуют их реализации в школьном чатике в 2 часа ночи».

По мнению Александра Адамского, чтобы такая подготовка была эффективной, следует «не просто обучать психологическим особенностям отношения к хамству, а формировать такие компетентности педагогов, которые бы учитывали значимый фактор родительского влияния, их потребностей, установок и так далее».

Проблема заключается в том, что не все родители способны сформулировать свои установки и потребности. Но если у родителей нет возможности их реализовать, если они «закатаны под асфальт», то это будет пробиваться агрессивными способами.

Например, в конце 80-х годов в Москве были очень популярны выборы директоров школ.

«И тогда энергия или агрессия была сосредоточена на электоральных процедурах, и уже не распространялась на учителей. У вас есть претензии? Участвуйте в выборах директора!» – подчеркнул Александр Адамский.

С точки зрения Сергея Косарецкого, есть два пути решения проблемы. Первый – это то, куда движется быстрее всего в мире Китай, то есть тотальный цифровой контроль, проникающий во все сферы общественной жизни.

«Ты нарушил правила поведения, камера тебя зафиксировала, твой социальный рейтинг понижен, не нужно даже в суд обращаться», – пояснил эксперт. Другой вопрос, подходит ли это для нашей культуры, для нашего общества? Противоположный вариант – это выстраивание инструментов самоорганизации, саморегулирования: службы медиации, службы примирения, комиссия школы по разрешению конфликтов, управляющий совет. Но примеров, когда им удаётся разрешить подобные конфликты, очень мало. И все же это лучше, чем «чёрное зеркало» цифровой слежки, убежден Сергей Косарецкий.

Александр Адамский разделяет эту позицию:

«В школе культивируется особый тип отношений, взаимодействий, или, как говорил Александр Тубельский, укладов. Механический перенос в этот уклад инструментов, регулирующих дорожное движение, криминальные правонарушения и так далее, будет точно неэффективным. Гораздо важнее сохранить человеческий контакт, и в этом смысле полезно выращивать в педагогическом коллективе нормы взаимоотношений».

«Сложность педагогической работы состоит в том, что нормы не транслируются от поколения к поколению, они выращиваются каждый раз заново новым поколением класса, школы, учителей». – подчеркнул эксперт.

С точки зрения Александр Адамского, авторитет учителя можно поднять только творческим характером его работы, повышением мотивации, в каком-то смысле свободой выбора для него и снижением уровня его зарегулированности. Потому что именно это приводит, как показывает исследование, к выгоранию учительской профессии и к конфликтам с родителями и учениками.

Каково мнение других специалистов по этому вопросу?

«Конфликты между учителями и родителями – это ложное противопоставление»

Вот что думает по этому поводу член межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий, которому не раз по роду его деятельности приходилось сталкиваться со случаями увольнения учителей по жалобам родителей, спровоцированных школьной администрацией, желающей избавиться от неугодного педагога.

Главный его тезис заключается в том, что конфликты между учителями и родителями – это ложное противопоставление. Истинная причина конфликтов в том, что две эти стороны сталкивают между собой либо школьная администрация, либо нынешняя система организации школьной жизни, когда и родители, и учители чувствуют себя униженными и при этом думают, что виновата вторая сторона.

«Ложность противопоставления родителей и учителей заключается в том, что у педагогов и родителей – абсолютно одинаковые цели воспитания и образования. Ни один учитель не хочет воспитать плохого ученика, ни один родитель не хочет, чтобы его ребенок был плохо воспитан», – убежден Всеволод Луховицкий.

«К сожалению, наша система устроена так, что родители считают себя совершенно бесправными, – отметил он в интервью «Вестям образования». – Именно поэтому они очень часто начинают использовать методы, которые вызывают сомнения, например, сливают в соцсети записи уроков или какие-то речи учителя. Очень часто и сами учителя не совсем адекватно реагируют на обращения родителей. Они сразу занимают воинственную позицию, априори воспринимая родителя как оппонента, в то время как человек пришел вместе с нами решать проблемы воспитания и образования своего ребенка. Члены наших профсоюзных ячеек во многих школах сумели объяснить родителям, что мы находимся по одну сторону баррикад, и вот тогда действительно, если родители объединяются с учителями, они могут отстоять школу, которую хотят закрыть, или директора, которого хотят уволить».

Местом и средством такого объединения, по мнению эксперта, могут и должны стать Управляющие советы, статус которых закреплен в Законе «Об образовании».

Ещё в школах должны действовать конфликтные комиссии, призванные устранять непонимание между родителями и учителями, детьми и учителями, родителями и администрацией.

По мнению Всеволода Луховицкого, образцом является так называемый Совет справедливых, созданный в школе имени А.Н. Тубельского еще при его жизни и до сих пор эффективно действующий в контакте с профсоюзной организацией.

Еще одним способом разрешения конфликтов, с точки зрения педагога и профсоюзного активиста, могли бы стать службы медиации. Но, скорее, говорить о них можно лишь в сослагательном наклонении, поскольку в течение по крайней мере последних 15 лет происходит последовательное сокращение всех непедагогических должностей в школе – психологов, логопедов, дефектологов, то есть всех тех, без которых эффективность подобных структур невозможна.

Поэтому назвать массовым такой опыт крайне сложно и, скорее, это исключения из правила.

«Если же говорить о более кардинальных мерах, то для устранения противостояния между родителями и учителями надо менять систему управления школой, чтобы родители вместе с учителями имели возможность участвовать в выборах директора школы, – убежден Всеволод Луховицкий. – Только в этом случае все участники образовательного процесса получат возможность реально оказывать воздействие на политику школы. Тогда, действительно, большая часть проблем будет снята. Но именно поэтому, я полагаю, в ближайшее время это не произойдет».

В то же время Всеволод Луховицкий напоминает, что норма о выборах директора школы до сих пор действует в Законе «Об образовании» (статья 51) как один из вариантов назначения на эту должность. А сейчас школами руководят реально не директора, а учредители, так как именно они определяют, кто будет директором. Значит, они определяют всю деятельность школы, а родители и учителя исключены из процесса решения главных вопросов школьной жизни, подчеркивает эксперт.

«Именно поэтому у них часто возникает ощущение бесправия и бессилия, невозможности реально повлиять на перемены к лучшему», – констатирует Всеволод Луховицкий.

«Закон о защите учителя не решает главных задач»

По мнению первого зампреда комитета Госдумы по высшему образованию и науке Олега Смолина, закон о защите чести и достоинства учителя от унижений и оскорблений не решает кардинальных задач – защиты педагогов от чиновников. Между тем это не менее важная составляющая повышения правового статуса учителя, который, с точки зрения парламентария, понизился даже по сравнению с так называемой «эпохой застоя».

«К сожалению, закон обходит стороной главный вопрос – о социальном статусе учителя, который связан с зарплатой и другими социальными гарантиями учителя, – отмечает депутат. – Согласно положению, закрепленному в Постановлении Госдумы от 23 июля 2019 года, правительство должно установить дорожную карту базовых окладов педработников до 70% от средней заработной платы по региону. Мы будем добиваться повышения не только правового, но и социального статуса учителя».

Что касается творческой свободы, то ситуация крайне противоречивая.

«Сейчас учитель должен считаться с тем, что всё, что он говорит и делает, всегда может быть записано на телефон. И попасть, скажем, при желании ученика и родителей, к проверяющим. В советский период уровень контроля над учителем был значительно меньше», – констатирует Олег Смолин.

Также он отмечает, что из-за высокой нагрузки и большого объема отчетности (российский учитель, согласно данным международного исследования, занял первое место в мире, затрачивая 4 часа в неделю на составление отчетов) времени на саморазвитие и творчество у современного учителя почти нет.

Сотрудничество вместо противостояния

В последнее время в Сети появилось много текстовых и видеоматериалов с рекомендациями психологов на тему урегулирования конфликтов между родителями и учителями, в которых перечисляются причины и предлагаются оптимальные пути их решения.

Например, врач, психотерапевт Алексей Башканов советует родителям, обсуждать проблемы не только с ребенком, но с классным руководителем, другими учителями.

Иными словами, специалисты настраивают родителей и учителей на сотрудничество в интересах детей, а не на противостояние. И это единственно правильный выбор.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube