Качество образования // Интервью

Наталия Копытова: «Образование будущего требует принципиально нового взгляда»

Новый руководитель школы «СКОЛКА» – о первом годе работы уникального образовательного проекта, партнерстве с бизнесом, стартапах учеников и конференции #ВДЕЛЕ, которая меняет правила игры.

Наталия Копытова: «Образование будущего требует принципиально нового взгляда»

В российском образовании появляются проекты, которые не просто учат, а создают новые образовательные модели. Один из таких – школа «СКОЛКА», которая с первого дня заявила о себе как об индустриально-ориентированной экосистеме. Ее развитие выходит далеко за пределы школьных стен: сообщество СКОЛКА ЭКСПЕРТ объединяет профессионалов, готовых менять правила и задавать тренды, а ежегодная конференция #ВДЕЛЕ становится площадкой, где формируется образ образования будущего. О том, как живет и развивается этот амбициозный проект после своего первого учебного года, мы поговорили с его новым руководителем – Наталией Копытовой.

– Наталия Владимировна, первый вопрос, с которого хотелось бы начать: почему в управленческой команде школы произошли изменения, о которых говорилось еще весной?

– Вы правы, мы изначально открыто сообщали и профессиональному сообществу, и нашим семьям, что это плановый этап развития проекта. Хочу подчеркнуть, что школу «СКОЛКА» с самого основания возглавлял Дмитрий Ефимович Фишбейн. Мы более десяти лет работаем вместе – сначала в Лицее НИУ ВШЭ, затем здесь, где я курировала образовательные программы. СКОЛКА – часть масштабной экосистемы социальных инвестиций, инициированной нашим учредителем Андреем Ильичом Комаровым. Это проект, влияющий на систему образования в целом. Сегодня экспертный авторитет и управленческий опыт Дмитрия Ефимовича необходимы для решения задач иного уровня – развития всей экосистемы и ее усиления. Поэтому он вошел в состав Индустриального совета школы в качестве ключевого эксперта в сфере образования, а я приняла на себя руководство образовательной организацией.

– Ваша школа открылась 1 сентября 2024 года. Первый учебный год стал временем апробации модели. Каковы ключевые итоги? Планируются ли изменения?

– Наша концепция – индустриально-ориентированная образовательная модель, основанная на методе complex learning, – доказала свою эффективность и полностью отвечает современным запросам. Кардинальных изменений не планируем. Практика показала, что модель логично структурировать на четыре последовательных уровня: игровой (1–4 классы), лабораторный (5–7 классы), индустриальный (8–9 классы) и бизнес-уровень (10–11 классы). За каждый уровень теперь отвечает отдельный руководитель, который координирует учебный процесс и взаимодействие с партнерами.

Главная особенность СКОЛКИ в том, что к традиционным участникам образовательного процесса – ученикам, родителям, педагогам – добавляются ключевые игроки в лице представителей бизнеса, науки и образования.

Они приходят к нам не ради финансовой выгоды, а ради ценностного вклада, выступая менторами и значимыми взрослыми.

– Сколько у вас партнеров и какие сферы они представляют?

– Сегодня у нас более 50 партнеров. Мы фокусируемся на четырех основных направлениях: креативные индустрии, IT и искусственный интеллект, биотехнологии и космос. Но география шире: с нами сотрудничают «Союзмультфильм», театр «Сатирикон», ГК РИКИ, Спутникс, Роскосмос, Т-банк, НПО Энергия, МАРС, Вайлдберриз, Медскан-Хадасса, Фонд Левитанского, Московская консерватория имени Чайковского.

– Появились ли за год новые департаменты или изменения в структуре управления?

– Да, структура развивается. У нас два крупных блока – образовательный и операционный. В первом мы создали Центр детских инициатив – единую площадку для волонтерских и общественно значимых проектов. Раньше эта работа была распределена между подразделениями, теперь у детей есть понятное пространство для реализации идей. В операционном блоке появилась новая ключевая роль – операционный директор. Его зона ответственности обширна: техническая эксплуатация здания, безопасность, цифровое развитие и продвижение наших экосистемных продуктов, таких как дошкольная академия, SKOLCA Travel, SKOLARIUM и SMART. Важно, что все они открыты не только для наших учеников, но и для внешних участников.

– Ученики начинают проекты с первого класса, а старшеклассники делают стартапы. Как это устроено на практике?

– В младшей школе это игровые мастерские. Например, первоклассники в проекте «Я – ситифермер» выращивают растения и знакомятся с азами агротехнологий. Их увлекает моментальный результат. На лабораторном уровне задачи усложняются: дети работают с наставниками из индустрий, посещают лаборатории. На индустриальном и бизнес уровнях проекты выходят на формат стартапов. Перед ежегодным стартап-базаром в Сколково мы проводим внутренний отбор. Примеры уже есть: четвероклассники спроектировали и создали собственные макеты «Города будущего» с деталями на 3D-принтере. Команда по биоинженерии разработала линейку газированных напитков SKOLCA Fresh (первую партию, 5,5 тысяч банок, со вкусом «Спрайт-Морошка» уже выпустили совместно с партнером Спейс Х), а команда по космическим технологиям создала прототип шлема космонавта с датчиками состояния скафандра. Осенью нынешнего года этот проект представят на Всероссийском космическом чемпионате.

– Не перегружены ли дети, учитывая насыщенность программ?

– Нет, мы строго соблюдаем все нормы СанПиН. Программы с партнерами интегрированы в школьное расписание и не предполагают домашних заданий. Школа работает в формате полного дня: с 8:00 до 20:00. Урочные занятия гармонично чередуются с внеурочной деятельностью. 25% времени уделяется отдыху, спорту и здоровому образу жизни. Есть творческие секции, прогулки, арт-пространства. У детей много возможностей для разносторонней самореализации без переутомления.

– Всем ли подошла ваша модель? Были ли отчисления?

– Каждая семья ищет школу, идеально подходящую ребенку. Несколько семей приняли решение о переходе. Кого-то больше интересовала узкая специализация, например, языковая или математическая, кому-то оказалась сложна высокая динамика и индустриальная ориентированность нашей программы.

– В прошлом году вы приняли 350 учеников. Каковы итоги набора в этом году?

– Сейчас у нас 500 учащихся. Было подано около 900 заявок. Проектная мощность школы – 825 мест, но при необходимости можем принять до 1000. В младшие классы был конкурс, в старшие мы объявили дополнительный набор. Теперь мы – школа полного цикла с 1 по 11 класс.

– Можно ли говорить о жестком отборе?

– Нет, речь не об академической «селекции». Мы проверяем базовый академический уровень – он должен быть не ниже удовлетворительного. Но главное для нас – диагностика метапредметных навыков: мышления, саморегуляции, коммуникации, умения работать в команде. Для этого мы разработали собственный инструмент вступительной диагностики – SKOLTEST. Мы постоянно мониторим динамику развития этих навыков и выдаем сертификаты с результатами. Это помогает и нам, и родителям, и самим детям видеть зоны роста и точки успеха.

– С какими основными трудностями столкнулись в первый год?

– Основной вызов – разный уровень подготовки детей.

Наша задача была не потерять сильных и поддержать тех, кому сложно. С этим успешно справилась система персональных образовательных программ и консультаций для преодоления трудностей по освоению программы.

Мы также видим, как мотивация растет через практику: желание создать собственную газировку рождает интерес к химии, а мечта сделать игру – к алгоритмам.

Кроме того, мы планируем уделить больше внимания развитию детских сообществ и профилактике конфликтов. Для нас важно выстроить эффективные механизмы поддержки.

Планируете ли вы принимать учеников из регионов?

– Да, это в наших планах. Уже сегодня часть наших иногородних педагогов проживает в жилищном комплексе рядом со школой, и инфраструктура позволила бы принимать иногородних учащихся с их родителями. Мы видим будущее, в котором одаренные дети, увлеченные индустриями XXI века, из самых разных уголков России, получают возможность реализовать свой потенциал в СКОЛКЕ. Однако для нас принципиально важно сначала отладить и устойчиво масштабировать образовательную модель здесь, в Москве. Как показывает практика, на это требуется около пяти лет.

– Каковы итоги первого года для педагогов? Все ли справились?

– Отток кадров минимален, скорее, единичные случаи. Напротив, мы значительно расширили команду. Показательно, что несколько наших учителей поступили в магистратуру и аспирантуру, начали или продолжили научные исследования. Это подтверждает факт того, что СКОЛКА стимулирует к развитию не только учеников, но и педагогов.

– В Москве высокая конкуренция среди частных школ. Сложно ли вам находить свою нишу?

– У СКОЛКИ уникальный путь. Наша модель пока не имеет аналогов. Мы можем сравнивать себя только с теми, кто в будущем, возможно, будет развивать наши идеи. Мы не стремимся к конкуренции. Напротив, мы за консолидацию. Вызовы у всех общие – искусственный интеллект, биотехнологии, новые системы образовательных практик и оценки образовательных результатов, подготовка педагогических кадров для будущих сценариев образования. Делиться опытом и объединяться – гораздо продуктивнее.

– С кем вы сотрудничаете из коллег?

– Мы сотрудничаем со школой «Летово»,гимназией Сколково, «Хорошколой», гимназией Примакова, ТехноЛицеем, школой №800 в Нижнем Новгороде, губернаторским лицеем Екатеринбурга, Московским педагогическим колледжем и другими. Для обмена опытом мы создали также направление СКОЛКА ЭКСПЕРТ – сообщество профессионалов в области образования. А у коллег мы тоже учимся: например, перенимаем у «Летово» лучшие практики работы с мотивированными детьми.

– Недавно система международного бакалавриата (IB) была признана нежелательной. Как вы оцениваете эту ситуацию?

– Для школ, работавших по IB, это серьезный вызов. Им предстоит большая работа по изменению программ. Важно понимать, что все аккредитованные организации должны строго следовать российским нормам. Уверена, коллеги справятся с этой задачей.

– Чувствуете ли вы давление на частные школы?

– Нет, напротив, мы ощущаем поддержку. Например, с 1 сентября вступают в силу новые нормы Минпросвещения по формированию учебной нагрузки учителей. Теперь в ней учитывается не только урочная аудиторная, но и внеурочная деятельность, занятия с обучающимися по углубленному изучению отдельных учебных предметов; занятия с обучающимися по формированию функциональной грамотности; занятия с обучающимися, сопровождающими проектно-исследовательскую деятельность, дополнительные занятия с обучающимися, испытывающими затруднения в освоении учебной программы; занятия с обучающимися в рамках циклов специально организованных внеурочных занятий, посвященных актуальным социальным, нравственным проблемам современного мира.

Это именно то, что лежит в основе нашей модели. Для педагогов это важный шаг к более качественной оценке их труда.

– В апреле вы провели III Международную конференцию #ВДЕЛЕ. Каковы ее главные итоги и выводы?

– Ключевой вывод заключается в том, что образование будущего требует принципиально нового взгляда. На роль учителя и ученика, на смыслы и цели обучения, на образовательную среду, содержание и методы. Учитель – это уже не просто транслятор знаний, а наставник и проводник в мир открытий. Школа будущего – это пространство, где ребенок учится не только знаниям, но и умению формулировать осмысленные, критические вопросы к реальности, к сценариям завтрашнего дня. Следующим этапом этого диалога станет конференция #ВДЕЛЕ 2026, которая пройдет 23 октября. И мы уверены в ее успехе, ведь именно в СКОЛКЕ мы уже сегодня воплощаем будущее образования в жизнь.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube