16 декабря в МГПУ состоялась форсайт-сессия «Тенденции развития образования глазами учителей и родителей». Мероприятие продолжило серию обсуждений, посвящённых актуальным темам воспитания, обучения и развития детей, в рамках проекта «Навигатор: Учителя и Родители», который реализует Институт проблем образовательной политики «Эврика» в партнерстве с Московским городским педагогическим университетом при поддержке Фонда президентских грантов. В дискуссии приняли участие педагоги всех уровней образования, родители дошкольников и школьников. По итогам обсуждений были собраны мнения и предложения, которые получат отражение на цифровой платформе «Навигатор для родителей». Один из круглых столов был посвящен вопросам развития личности ребенка в условиях классно-урочного обучения. В этом материале – рассуждения участника форсайт-сессии, нашего эксперта, члена Лиги образования Михаила Кушнира.
Как и почему «личность» оказалась «компетентностью»?
VUCA/BANI-мир с бурным развитием информационных технологий диктует необходимость гибко подстраиваться под стремительно и непредсказуемо меняющиеся условия. Для этого нужно научиться четко осознавать свои сильные и слабые стороны, чтобы выбирать личную стратегию обучения на каждом новом шаге: то ли развивать свои преимущества, то ли подтягивать недостатки. Учение на протяжении всей жизни невозможно «в едином строю». Выбрав стратегию следующего шага, надо определить образовательный дефицит и сформулировать образовательный запрос. А образовательный запрос – очень тонкая и находящаяся в зачаточном состоянии сущность. Она плохо определена даже в научном тезаурусе, не говоря о методической вооруженности линейной педагогики. Значит, этот подход может опираться только на личную инициативу ученика, который готов отвечать и за успех, и за неудачу.
Можно возразить, что личность в контексте выбора и ответственности за него актуальна во всех сферах. Разница в том, что в других сферах уже наработаны стратегии и практики ведомого поведения, а в сфере образования, стремительно вошедшей в эру избытка информации из многовекового обучения в условиях ее дефицита, таких наработок нет.
Более того, даже те робкие попытки реформирования системы образования в направлении вариативности, избыточности образовательной среды, которые были предприняты после развала Советского Союза, вызвали испуг и откат к устаревшим практикам.
Современная система образования с ориентиром на «единое образовательное пространство» как единообразный процесс по единым программам и учебникам роботизирует школу как институт, в том числе учителя и даже директора. Даже развитие цифровых технологий в системе образования пошло не по пути высвобождения учителя от формальных процедур, на что радостно надеялись энтузиасты (и я в том числе долго выступал проповедником цифры), а по пути цифрового закабаления учителя, «цифрового аквариума», исключающего возможность закрыть дверь класса от бюрократического надзора, где оставалась зона педагогического таинства. Да, не без издержек (иногда оттуда вываливались «скелеты»), но чаще именно там и оставалось пространство чистой педагогической коммуникации – источник образования как картины мира.
И чем жестче внешние усилия унификации, роботизации, чем дальше обучение от образования, тем важнее личная инициатива ученика по формированию активного образовательного поведения. В развитой для обучения среде – а именно это лучше всего характеризует «систему образования» – шансы на образование весьма высоки. Но только при наличии осознанной активности. Вот только ценности образования как картины мира приходится приобретать вне «системы образования» – в семье либо от удачно встретившегося Учителя (причем не обязательно в функциональной роли учителя как должностной единицы).
Вишенка от яблоньки
Формировать личность ученика может только личность учителя. Несубъектный учитель нефункционален для развития личности ученика. В современной логике системы образования формирование личности может происходить лишь вопреки декларируемой политике единообразия. С обучением при этом все довольно неплохо, даже лучше, чем раньше. А результат хуже именно потому, что пить из реки верблюд будет только тогда, когда вода в дефиците. Если воды в избытке, то и пьет по капле.
Необходимо осознать, что современная информационная среда требует радикальной перестройки системы образования, осознания того, что сегодня это не система образования, а система обучения – пусть даже очень неплохая и довольно совершенная. В условиях избытка информации, обвала информационных технологий вплоть до AI (ИИ) учиться надо всю жизнь. Значит, школа должна дать ученику инструмент, как плавать в этом океане обучения, а мы ограничиваемся единым списком программ и учебников с жестким графиком экзаменов.
Таким образом, условий для научения навыкам навигации в едином учебном процессе нет. И спрос со школы (и учителя, и директора) ведется за соблюдение единообразных процессов, а не учета индивидуальности, личностного развития. Потому и редки те учителя, которых вспоминают как Учителя. Но встречаются. Вопреки нормативным условиям.
В результате образование (как картина мира) и развитие личности происходят спонтанно на индивидуальных треках учеников в ценностном поле семьи. Можно возразить, что картина мира есть у всех и без перестройки системы образования. Конечно! Хотя бурное обсуждение воспитания с сомнительными тезисами, что им, якобы, не занимались, а теперь занимаются, тесно связано с картиной мира. Не буду отвлекаться на понятие «воспитание», но сам факт подобных обсуждений прекрасно иллюстрирует спонтанность и субъективность построения личной картины мира, поэтому и есть желание на этот процесс влиять, и даже технологизировать, то есть сделать его более прогнозируемым и более управляемым.
Раз мы довели флотилию учебных курсов до высокого уровня совершенства, на нее можно и нужно опереться, но при этом осознать новую задачу нового ученика: узнать себя и научиться строить образовательный запрос. А это проявление личности как компетентности активного образования.
Для развития личности нужны выбор, ответственность за выбор и регулярная продуктивная рефлексия. Выбор – задача разного уровня сложности. Для развития личности нужно развивать сложность выбора (например, по типологии Д.Леонтьева), а также масштаб ответственности, глубину и масштаб рефлексии.
Конспект предложений по реструктуризации системы образования в этой логике опубликован в брошюре «О школе с цифрой в голове».
Дорогу рефлексии!
Это модное понятие, когда на языке у педагогов, и агрессивно вытесняемая практика, когда требуется в реальном учебном процессе, причем характерная во всем мире.
Рефлексия – единственный инструмент развития личности. В педагогике как технологии развития нужна библиотека продуктивных рефлексивных практик. Без рефлексии сколь угодно избыточная вариативная среда не сможет обеспечить развития личности. Чтобы повысить эффективность и регулярность рефлексии, нужно искать такие практики, которые снижают сопротивление всех участников – исследования показывают сопротивление и со стороны учителей, и со стороны учеников. Чтобы практику приняли, не сопротивлялись, она должна продемонстрировать более высокую продуктивность, чем способы, интуитивно формируемые самими учениками.
Рефлексивные процессы неизбежно идут у любого человека при обучении. Вопрос в их эффективности и продуктивности. Если мы готовы осознать значимость рефлексии для обучения и для образования, то рефлексивные практики должны быть инструментом активного и регулярного применения, причем с требованием снятия проблем сопротивления, коли они выявлены по всему миру. Для этого важно не усложнять представление о рефлексии, завышая тем самым психологический барьер ее неприятия, который и так высок.
Подробнее о таком подходе к рефлексии можно прочитать в брошюре «Рефлексия без робости».
Предложения
Возможные направления изменений в организации учебного процесса, сформулированные в логике обсуждения группы
- Следует осознать и четче развести в нормативном поле и на практике понятия «обучение» и «образование». Признать, что по факту и по нормативным требованиям «система образования» сегодня преимущественно обучает, причем по технологиям эпохи дефицита информации, все хуже работающих в эпоху ее избытка, вплоть до неработоспособности, если принять во внимание доступные инструменты AI. Образование как картина мира, к сожалению, остается побочным субъективным продуктом процесса обучения.
- Для избыточной информационной среды роль учителя должна смещаться с задач обучения на задачи образования. Учитель важен в системе образования, прежде всего, для формирования у учеников картины мира, как образец ценностных установок, как партнер в понимании учеником себя, в регулярной и эффективной рефлексии, при формировании образовательного запроса… А обучение, когда запрос уже сформирован, может успешно проводиться в роботизированной цифровой среде, подчас более успешно, чем человеком.
- Существующие инструменты оценки результатов обучения (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР), несмотря на постоянные нарекания, являются ценным базисом системы обучения, лежащей в основе образования. Их следует довести до цифрового совершенства. Например, вместо привычных дипломов и аттестатов ввести цифровой образовательный профиль ученика, отражающий в добровольной динамике его учебные достижения. Тем самым мы освобождаем творческие ресурсы педагога для развития эффективных и продуктивных практик формирования картины мира. За основу можно взять наиболее известные и хорошо зарекомендовавшие себя технологии, применяемые, например, в школах РО, в творческих летних лагерях, профильных, творческих, авторских альтернативных школах…
Термин «цифровой образовательный профиль» уже звучал в прогнозах министерства, но пока его сущность не была открыто опубликована, поэтому наше представление о нем может не совпадать с идеями министерства. Минимально необходимый по нормативам образовательный профиль может быть заполнен одним в 17 лет, а другим, например, в 10, оставляя пространство для освоения/обучения любых иных курсов, в том числе уровня вузов и/или любых других. В поддержку может быть полезна новая методическая сущность – «рекомендуемая образовательная динамика».
Это предложение реструктурирует систему образования, раскрывает школу, стирает границы старых образовательных блоков, закрывает надоевшую дискуссию о натаскивании к ЕГЭ, активизирует цифровые технологии обучения. И все это без страха вытеснить учителя из образования, возвращает ему статус, потому что учитель снова востребован – теперь как носитель нового общественного запроса: помочь ученику понять себя, а на основе этого понимания научиться строить образовательный запрос, что будет ему очень нужно в дальнейшей жизни уже после школы.
Институт «Эврика» при поддержке Фонда президентских грантов разрабатывает платформу «Навигатор для родителей и учителей», где публикуются тексты педагогов, психологов и других экспертов образования, а также видеозаписи лекций и презентации к ним.













