Негативная реакция на новости о происшествиях в школах, колледжах и вузах, да и – давайте честно – любые негативные новости, понятна. Мы все стремимся к позитиву и стабильности, и плохие новости нарушают наше ощущение безопасности и уверенности в будущем.
Но замалчивание проблем не делает их менее актуальными, а только затягивает время, в течение которого можно было бы найти решение и спасти психику и жизнь множества людей – юных и взрослых.
Способ воздействия на реальность
Писать о буллинге и шутинге – это не хайп ради хайпа. Это признание, что такие беды существуют. Когда СМИ освещают случаи насилия в школах, они привлекают внимание к реальным, а не вымышленным угрозам.
Каждая такая публикация показывает, что насилие не должно быть нормой, и что у каждого есть право на безопасную образовательную среду.
Сама система средств массовой информации – это легальный способ воздействия на лиц, принимающих решения. Публикации создают давление на администрацию школ, региона и целой страны, заставляя принимать меры для защиты детей.
Информированный читатель – сильный читатель
Когда родители, педагоги и ученики осведомлены о том, что такое буллинг и шутинг, с чего он начинается, как проявляется и как с этим бороться, они становятся частью решения, а не проблемы. Вовремя вмешаться, предложить помощь или просто не промолчать в ситуации травли крайне важно.
Когда СМИ пишут о бедах, они не просто рассказывают страшные истории. Они также делятся примерами успешного разрешения конфликтов и предлагают стратегии по предотвращению насилия.
Как в этом случае с колледжем.
Решение: сообщить в полицию.
Да, куда лучше было бы не доводить жертву буллинга до позиции мести.
Да, куда лучше было бы, если бы преподаватели создали в колледже среду с нулевой терпимостью к агрессии.
Да, куда лучше было бы, если бы родители всех подростков в этой ситуации обеспечили им доверительную и безопасную среду дома.
Да, куда лучше было бы, если бы взрослые научили их способам решения конфликтов и подтолкнули к эмпатии. Это ведь не врожденный талант.
Да, было бы куда лучше, если бы свидетели не молчали.
Но сослагательного наклонения у нас нет. Но есть пусть не самое лучше, но решение, принесшее позитивные последствия, – сообщить об угрозах в следственные органы.
И уже благодаря этой строчке новость приобретает практический характер, так как содержит в себе инструкцию для любого участника образовательного процесса. Если есть угроза – сообщать об этом взрослым, а если взрослые не реагируют, – администрации и в полицию.
Табу и стигмы
И наконец, писать об этих темах важно, чтобы разрушить табу и стигмы.
Мы часто избегаем разговоров о трудных темах, потому что они вызывают дискомфорт. Не говорим о политике, смерти, травле, семейном насилии, голоде, сексуальном просвещении и его отсутствии, катастрофах, много о чем.
Но только через открытые и честные дискуссии мы можем начать процесс изменений. Когда случаи буллинга и шутинга освещаются, причем конструктивно, это сообщение: «Мы видим проблему и готовы ее решать».
Как писать о таких событиях
Осторожно и уважительно. Важно избегать сенсационности и не нарушать приватность пострадавших, если это возможно. Фокус всегда делается на причинах и последствиях, а также на возможных решениях.
- Факты и аналитика: освещать события с фактами, подтвержденными источниками, и анализировать причины и последствия.
- Истории и примеры: рассказывать истории реальных людей, которые прошли через испытания, и делиться примерами позитивных изменений.
- Советы и рекомендации: предлагать конкретные шаги, которые могут предпринять родители, учителя и ученики для предотвращения насилия.
- Интервью с экспертами: привлекать психологов, педагогов и специалистов по безопасности для комментирования ситуаций и предложений решений.
- В фокусе – человек: писать о конкретной человеческой истории, избегая обобщений, упоминания социальных, этнических и иных групп, чтобы не лить воду на колесо предрассудков.
- Эмпатия и поддержка: писать с эмпатией, избегая обвинений и «поиска крайних» – увы, любимого развлечения любой аудитории в социальных сетях.
Ольга Давыдова, журналист, педагог-психолог, эксперт Центра толерантности Еврейского музея
Анна Макарчук, директор Центра толерантности