– Конечно, сейчас значительная часть школ существенно больше готова к переходу на дистанционное обучение, чем в 2020 году, хотя я не очень уверен, что мы полностью перейдём на этот формат. Скорее всего, это будет гибридное обучение, которое введут дифференцированно. Объясню, почему.
Первое. По результатам исследования «Школьный барометр», значительная часть респондентов-старшеклассников говорила о том, что гибридное обучение надо сохранять при учебе в штатном режиме, в отсутствии эпидемии, потому что оно даёт возможность адресно подготовиться к ЕГЭ. В то же время для начальной школы этот формат как был, так и остается малоэффективным.
Кроме того, исследование показало, что многие учителя в период первого локдауна определенную часть обязательств по организации и контролю обучения переложили на родителей, что вызвало у последних очень серьёзное отторжение, создало во многих семьях стрессовую ситуацию. Так, например, отвечая на вопрос анкеты в рамках проекта «Школьный барометр», одна из российских старшеклассниц пишет: «…Невозможность отдохнуть от семейных проблем, частые ссоры в семье, отсутствие поддержки…» Исходя из этого, могу предположить, что форматы перехода на дистанционное обучение будут различаться в зависимости от эпидемиологической ситуации на конкретной территории, а также от уровня подготовленности школы к работе в новых условиях и возраста учащихся.
Второе. Одним из главных уроков массового перехода на «удаленку» стало то, что у российских школьников, в отличие от их западных сверстников, в достаточной степени не сформирован навык учебной самостоятельности. Об этом говорили и раньше, анализируя результаты PISA, например. Но именно реакция родителей и учеников на обучение в удаленном режиме подтвердила это предположение.
«Маме очень тяжело нас учить дома, она и так болеет. Она же не учитель нам объяснять, мы много что не понимаем, а у нас ещё маленький братик», – пишет в анкете один из российских школьников. Надеюсь, что школа, учителя осознали этот дефицит и предприняли определенные действия по его устранению.
Третье. Многочисленные исследования (в том числе и наше) показали, что онлайн-обучение дифференцировало школы и учащихся, проявило цифровое, шире – социальное неравенство. Хорошо оснащенные техническими средствами обучения школы и, главное, семьи обеспечивали полноценное участие своих детей в учебном процессе. Но такие условия были далеко не у всех: одна комната, один компьютер на двух-трех детей, качество каналов связи и так далее. Совокупность этих причин привела к тому, что определенная часть семей, в которых нет соответствующих условий, тяжело пережили достаточно продолжительный период дистанционного обучения. Следует заметить, что многие школы, территориальные системы образования не только увидели, но и оперативно отреагировали на эту ситуацию, адресно помогали таким семьям. Если переход на дистанционное обучение состоится, умные директора используют эту практику, сделают все, чтобы образовательное неравенство преодолеть.
И, наконец, последний вывод. Как показывает анализ массовой практики дистанционного обучения, инструменты, которые используются для онлайн-уроков, остались на уровне 10–15-летней давности, а новых технических возможностей, которые обеспечили бы высокое качество образовательного процесса в удаленном режиме, пока нет. Имеющиеся инструменты (видеоконференции, интерактивные доски и так далее) обеспечивают обмен текстовой и/или аудиовизуальной информацией, данными, но не поддерживают совместную работу учителя и ребенка. Заместитель директора Лицея ВШЭ Рустам Фаильевич Байбурин, обсуждая эту проблему, привел, на мой взгляд, блестящую ее иллюстрацию. Представьте себе, сказал он, что папа учит сынишку или дочурку ездить на велосипеде. Имеющиеся сегодня цифровые средства обучения такую поддержку не обеспечивают. Надеюсь, что разработчики контента увидели эту проблему и усовершенствуют существующие инструменты.