Экспертное мнение // Комментарий эксперта

«Дело не в количестве часов, а в том, каким содержанием они будут наполнены»


«Дело не в количестве часов, а в том, каким содержанием они будут наполнены»
Фото: catherineasquithgallery.com

Я всегда считал, что курс обществознания – это некий обобщающий предмет, который нужно вводить не ранее 9-го класса, а в 6–8-х классах его изучать бесполезно. Поэтому решение Министерства просвещения меня устраивает с точки зрения распределения материала по возрастному принципу. Однако замена его регионоведением вызывает большие сомнения.

Мне как раз кажется, что было бы разумнее эти дополнительные часы отдать на изучение истории, причем с целью изучения наиболее важных обществоведческих проблем.

Например, буквально на днях я увидел высказывание одного довольно известного учителя о том, что школьникам важнее изучать современное «Право», чем разбираться в тонкостях какого-то законодательства XVIII века. Я не уверен, что это так, потому что, подробно изучая, например, Конституцию США, можно показать очень важные правовые идеи.

То есть дело не в количестве часов, а в том, каким содержанием они будут наполнены. Я совершенно не уверен, что они будут наполнены вещами серьёзными.

Регионоведение мне представляется не лучшим решением, потому что, как говорили мне учителя из некоторых регионов, они и их коллеги не очень понимают, что они будут делать, изучая в течение трех лет по часу в неделю историю своего края. Поэтому я предпочёл бы, чтобы этот час был отдан на Историю как таковую, а решение, чем наполнять этот час, было бы оставлено за учителями.

Я всегда считал, что обществоведческие проблемы уместнее осваивать в курсе истории, чем обществознания. Но, боюсь, что так сделано не будет, это не говоря о том, какие при этом будут использоваться учебники. Сейчас это тоже проблема довольно серьёзная, поскольку учебники по обновленному курсу обществознания пока не готовы, но и сами изменения вводятся не с завтрашнего дня, а с 1 сентября 2025 года. И к этому времени господин Мединский с Военно-историческим обществом обещают все учебники написать и издать. Однако те учебники Мединского по истории для 10–11-х классов, которые вышли в свет в прошлом году, меня не устраивают – ни в плане изложения, ни чисто методически. Я думаю, что и здесь будет не многим лучше.

Что касается сокращения курса «Обществознание», то многие учителя опасаются того, что государство хочет изолировать детей от изучения правовых идей, вопросов демократии и тому подобного. Но после исключения обществознания из программы 6–8-х классов ОГЭ по обществознанию надо категорически отменять.

Экзамен после 34-х часов в 9-м классе – это не экзамен, а пародия какая-то. Для ЕГЭ, с моей точки зрения, действительно ничего не меняется, потому что совершенно достаточно подготовить детей к этому экзамену в результате изучения предмета в 9–11-х классах. Правда, все зависит от того, как изменится программа, и какие темы в результате останутся за рамками школьного курса: если уберут темы по праву и политологии, то это будет существенная потеря.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube