Треть детей не могут освоить программу русского языка несмотря ни на что. Несмотря на то, что это их родной язык.
И на то, что это главный предмет в школе. И на то, что они занимаются дополнительно с репетиторами. (А ведь речь идет не о написании художественных текстов – об элементарной грамотности.) И почти никто, кроме круглых отличников, не любит этот предмет.
Что делать? Или усилить муштру, или искать другие подходы.
Первый класс, урок русского:
– Дети, сегодня вы можете написать письмо второму классу…
– По правде? Это будет настоящее письмо!?
На перемене седьмой класс штурмует кабинет русского языка («двоечники» в первых рядах):
– Можно мы уже начнем писать?
Десятиклассники на последнем уроке, когда и в футбол сил нет играть, учредили клуб «Манускрипт». Чтобы читать другу свои стихи и прозу.
Чтобы писать!
Ребенок любит рисовать: «Вот, посмотри, что я нарисовал!..» Не может молчать, переполнен чувствами и словами: «Слушай, я тебе расскажу…» Любит играть в театре – о, это настоящая игра! Рисунок, театр, музыка, лепка – это возможность раскрыть себя другому человеку.
Такова потребность ребенка.
Есть еще одна потребность, более того – страсть. Это письмо. При условии, что речь не идет о переписывании упражнений или написании изложений.
Писать – это выражать себя. Писать о себе, своих чувствах, мыслях, фантазиях. Только это есть настоящее письмо; остальное – упражнения. Только это есть настоящий текст; остальное – каллиграфия.
Стоп! Это невозможно… Сначала надо научиться писать правильно – а пока будем разбирать слова по составу… (Деепричастие проходят в 8-м классе – это значит, что ученики не могут использовать деепричастия в своих текстах?)
Не писать, пока не научишься писать.
Молчать, пока не научишься говорить.
Стоять, пока не научишься бегать.
Не дышать, пока не научишься дышать.
Учитель входит в класс. Тема урока – игра в футбол: траектория движения мяча, давление внутри камеры, психология общения в малых группах. Сдадите экзамен по теории – пойдете на поле…
Русский язык учим именно так… Глухие и звонкие, мягкие и твердые, отглагольные, разделительные и придаточные уступки… Тексты на свободные темы? У нас всего три (четыре, пять, шесть) часов в неделю! Мы не успеваем! У нас программа… Пишите свои тексты на уроке литературы (истории, биологии, физики, химии) – это не имеет отношения к русскому языку. Мы занимаемся грамматикой. У нас грамматический курс…
Хорошо, тогда признаем, что в школе нет курса русского языка – есть грамматический курс! Мы не изучаем родной язык: не учим детей ни говорить, ни писать на нем. Русский язык школьной программы становится латынью классической гимназии. Мертвым языком.
Безграмотность – полбеды. Мы лишили детей возможности выражать себя через лист бумаги.
Ребенок заканчивает школу – ни разу, ни строчки не написав от себя. Кроме открытки маме на день рождения.
Кто дал право лишать ребенка этой возможности?
Всё равно что скульптору сказать: не подходи к мрамору!
Или художнику: не трогай кисти! Поэтому многие взрослые не могут написать и двух строчек простым языком.
Один лишь вопрос. Что для нас язык: умение ставить запятые или выражение мысли? Писать надо грамотно (кто спорит?). Но 11 лет школьной жизни, 2000 часов времени – чтобы писать без ошибок… Не времени жалко – на алтарь запятых положена возможность писать и думать.
Зачем нужны запятые, если к концу школы человеку уже сказать будет нечего?
Еще одна цена – здоровье (психическое, по крайней мере).
Сколько сил, нервов, слез, сколько тетрадок порвано и брошено в ведро – чтобы был красивый почерк, чтобы в суффиксах отглагольных прилагательных он ставил одну (или две?) «н».
Мы же не требуем, чтобы выпускник школы пел как Паваротти и рисовал как Марк Шагал. Абсолютная грамотность – удел великих писателей и Розенталя. Пусть будет несколько ошибок – лишь бы писал!
К чему весь этот горький сарказм? Чтобы увидеть абсурдность ситуации. Русский язык – главный предмет в школе. Все силы (и ребенка, и взрослого) брошены на то, чтобы писать без ошибок. И в итоге многие дети не могут выполнить программу на честную «тройку». Как ни заставляй.
И притом что все, абсолютно все дети хотят писать.