17 октября представители фракции ЛДПР внесли на рассмотрение в Госдуму законопроект, который предусматривает первоочередное обеспечение местами в дошкольных образовательных организациях детей учителей и врачей. Как отмечают депутаты, эта дополнительная социальная гарантия направлена «на создание условий для эффективного выполнения своих профессиональных задач» педагогами и медиками, а также призвана решить проблему дефицита кадров в образовании и здравоохранении.
По данным, приведенным вице-премьером Татьяной Голиковой, в России сейчас не хватает порядка 11 тыс. педагогов. Дефицит школьных учителей испытывают не менее 20 регионов. Среди причин сложившейся ситуации эксперты отмечают высокие нагрузки на учителей, неравномерные и низкие зарплаты по регионам, отсутствие достаточных мер поддержки. Своим мнением о том, какие действия следует предпринять в этом направлении, делится научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.
– Рассмотрение такого законопроекта – это, безусловно, один из первых шагов, направленных на привлечение учителей в школу. «Привлечение» – обтекаемая формулировка, проблема как раз заключается в том, что уже начался процесс резкого, я бы даже сказал, катастрофического увеличения дефицита школьных учителей. Это уже не про «привлечение», это уже про спасение школы от отсутствия учителей в классе. Мы снова возвращаемся к «учителям-многостаночникам» – когда математик ведет и физику, и химию, и информатику. С гигантской нагрузкой закрывает собой амбразуры в расписании.
Ситуация различается по регионам, но характерно то, что даже в Москве нехватка учителей физики, информатики и математики оценивается в 1 тысячу человек, несмотря на высокую заработную плату в столичных школах.
При этом нужно учесть, что в силу так называемого двойного негативного отбора уже давно сложилась ситуация, когда на педагогические специальности в вузы поступают не самые подготовленные выпускники школ, а потом в школу идут не самые лучшие выпускники вузов.
А наиболее подготовленные по физике, математике, информатике, английскому языку молодые специалисты находят себе на рынке труда более высокооплачиваемые и перспективные вакансии.
Механизмы целевого набора не срабатывают для педагогических специальностей – и так недобор.
Это означает, что, во-первых, требуется глубокое исследование причин и факторов дефицита учительских кадров, а, во-вторых, призывы «повысить престиж учительской профессии» остаются абстрактными лозунгами.
При этом необходимо проанализировать эффективность предыдущих намерений, например, таких, как федеральная программа «Земский учитель». Какие усилия были предприняты в этом направлении, в чём их эффективность, а в чем причины неудачи, если вопрос о нехватке учителей по-прежнему стоит так остро? Или все-таки в каких-то регионах проект оказался более успешным – за счет чего?
Кроме того, необходимо публично обсуждать результаты пилотной апробации так называемой новой системы оплаты труда, запущенной Минпросом. В чем ее суть и задачи, они выполнены? Удалось благодаря ей привлечь в школы новые кадры? Иными словами, прежде чем предпринимать какие-то новые шаги, необходимо проанализировать предыдущие, причем не административно-бюрократически в духе «поручения выполнены, готовы к новым свершениям!», а в формате исследования, на большой выборке и с применением современного научного инструментария, моделирования ситуации.
И не только административно, но и экспертно-научно сформулировать основные факторы, определяющие привлекательность работы в школе или наоборот отталкивающие талантливую молодежь, а также опытных профессионалов из других сфер от этой деятельности.
Одной из важнейших мер, стимулирующих учителя, конечно, является оплата труда. Согласно майским указам Президента от 2012 года, средняя зарплата учителя не должна быть ниже средней зарплаты по экономике региона. В результате учителя вынуждены перерабатывать, набирая по полторы-две ставки, чтобы получить деньги, необходимые для более или менее нормального уровня жизни.
И здесь, на наш взгляд, следует обсудить давно назревшую задачу – введение федерального оклада за ставку (18 часов) в размере не менее (моя экспертная оценка – А.А.) 75 тысяч рублей. Эта мера должна прийти на смену действующему механизму и стать локомотивом, движущей силой всех остальных решений, направленных на устранение кадровой проблемы в образовании.
На втором месте – дебюрократизация образовательной деятельности в целом. Молодежь как раз больше всего отталкивает командно-административный способ управления образованием, отсутствие возможности творчества, самореализации, инициативы.
На третьем месте – решение жилищных и бытовых проблем.
Но если эти меры вводятся в отрыве друг от друга, то комплексного эффекта, боюсь, не произойдет.
Надежду вселяет смена руководства комитета Госдумы по просвещению, который недавно возглавила Ирина Белых, имеющая опыт работы учителем и замдиректора школы, а также возглавлявшая муниципальный Мещанский округ в Москве. Возможно, под ее руководством депутаты будут более энергично отстаивать интересы педагогов. Сейчас пришло время активных действий в этой сфере. Активных, но и комплексных. Нужно разработать дорожную карту по ликвидации дефицита учительских кадров и, возможно, это будет документ, имеющий законодательную силу.