Качество образования // Статья

Как повысить ценность регионального образования

  • 9 июня 2025

Как повысить ценность регионального образования
Фото: ru.freepik.com

Как сделать так, чтобы образование в регионах стало не просто возможностью, а реальной точкой притяжения для молодежи и бизнес-инвестиций? О системных подходах, роли университетов как центров развития, и опыте, который уже приносит ощутимые результаты, рассказывает Юлия Андреева, руководитель Центра образовательных инноваций и технологий Института биофизики будущего МФТИ, координатор проекта «Наука в регионы».

Есть четкий запрос от государства на повышение качества регионального образования. На недавнем заседании Совета по науке и образованию президент Владимир Путин указал на тревожную территориальную диспропорцию в олимпиадном движении: 43% победителей – из Москвы, 14% – из Подмосковья, еще 15% – Петербург и Татарстан. Эти цифры свидетельствуют о том, что качественное образование сосредоточено в отдельных точках страны – преимущественно в столицах и крупных городах.

Повышение качества образования в регионах – системная задача, которая требует комплексного подхода. Образование – не только фундамент будущей экономики, но и основа удержания и развития человеческого капитала на местах.

Там, где нет привлекательных образовательных маршрутов, нет и притяжения для молодежи. А отток молодежи приводит к депрессии во всех сферах жизни региона.

Как говорил Петр Капица: «Если промышленность обусловливает жизнь общества, то образование является фундаментом для развития региона». Невозможно развивать высокотехнологичные виды производства без качественной подготовки будущих специалистов. Причем эта подготовка не должна ограничиваться запоминанием и ретрансляцией образовательного контента. Опорой творческого, инновационного мышления является глубокое понимание фундаментальных законов и умение их применять на практике.

Россия – огромная страна, и возможность получить качественное высшее образование не должна сосредотачиваться только в столице и крупных центрах. Подготовка квалифицированных специалистов должна быть равномерно распределена по регионам, а доступ к качественному образованию на местах – стать приоритетом развития всей образовательной системы.

Региональное образование: не только про олимпиады

Качество образования в регионе – это не только число олимпиадников, но и успеваемость школьников, уровень учителей, материально-техническая база. Олимпиадный успех – лишь верхушка айсберга.

Если подросток уверен в себе и окружён мотивирующей средой, он начнёт искать, где реализовать свои способности. А дальше всё просто: если регион не предложит ему адекватных возможностей – он уедет туда, где найдет их.

В этом контексте важна роль университетов как центров притяжения. Государственная программа «Приоритет 2030» создает основу для развития научных и технологических проектов в регионах. Но чтобы они стали точкой роста, важно не терять преемственность – без этого научные школы не выживут. Здесь актуален подход, который уже много лет реализует Физтех: работа с будущими абитуриентами начинается задолго до поступления. Выпускник школы уже знает: у кого хочет учиться, писать диплом, проходить практику, и где работать.

Как сделать региональные вузы привлекательными

В проекте «Наука в регионы», который реализуется с 2017 года Фондом развития физтех-школ, внедряется именно такая модель. В более чем 50 регионах страны профильные классы становятся частью региональной образовательной экосистемы, а 80% выпускников выбирают местные вузы. Почему? Потому что понимают: у них есть перспективы на всех уровнях – от преподавателей до будущих работодателей. Все становится более понятным и достижимым: научный ландшафт, приоритетные тематики проектов, перспективы трудоустройства на предприятиях региона. И именно благодаря подтвержденной результативности проекта он получил в 2024 году поддержку Министерства науки и высшего образования.

Современный университет должен быть живой и открытой системой. Просто проводить Дни открытых дверей недостаточно.

Важно разговаривать с будущими студентами на понятном им языке: через исследовательские проекты, совместные курсы со школами, стажировки, менторские программы. Именно такие «бесшовные» траектории и создают доверие.

Успешный пример – профильные классы Физтеха. Здесь учащиеся сразу включаются в реальные научные и инженерные задачи. Это даёт мотивацию оставаться в регионе, поступать в местные вузы – ведь ученики уже со школьной скамьи включены в научно-образовательную экосистему.

Почему абитуриенты уезжают, и как изменить эту логику

Сегодняшняя модель мышления у многих такова: «Успех – это уехать». Этому способствуют и стереотипы об успешной жизни и карьере в столице, и отсутствие видимых перспектив. Когда школьник год за годом слышит одни и те же формальные речи от местного вуза, он ищет другие возможности для самореализации.

Вуз может встраивать свои форматы в учебные планы и воспитательные программы школ, может открывать свои двери и кампусы не один-два раза в год, а чаще (формат открытых лекций, например), и реагировать на запросы будущих студентов и их родителей. Это, безусловно, требует дополнительных усилий, постоянного изменения перечня программ и их содержания. Но это делает университет живым и привлекательным. Когда университеты показывают, что готовы меняться и слышать, у абитуриентов возникает доверие к ним.

Региональное образование становится непривлекательным, если оно обезличено. Когда студент ощущает себя не частью проекта, а функцией в статистике. Изменить это можно только через деятельностные, включающие форматы. Нужно показывать: ты важен, твои идеи востребованы, а твой рост – наша общая цель.

Что может государство, а что зависит от самих регионов

Государство уже играет важную роль – запуская системные программы, обеспечивая ресурсную поддержку. Но от регионов требуется внутренняя готовность к изменениям. Это касается не только вузов, но также школ и учителей.

Технологическое образование невозможно без хорошей материальной базы, но и она не работает без педагогов, умеющих работать с новыми подходами.

Сегодня развитие учителя – это не просто курсы раз в пять лет. Это постоянное сопровождение, микроформаты повышения квалификации, возможность прорабатывать дефициты и видеть свой прогресс. В рамках проекта «Наука в регионы» мы создаем такую среду: учителя воспринимают углубленное изучение предмета как зону своего ближайшего роста. У педагога появляется возможность постепенно прорабатывать различные профессиональные пробелы, отслеживать динамику развития, фиксировать достижения. Сложные задачи по переходу на углубленное изучение предмета перестают быть пугающе масштабными, становятся понятными и достижимыми.

Современное образование перестает быть «зданием с учебниками и уроками». Оно становится распределенной системой, в которой важны связи, взаимодействие и среда. Там, где ученик, студент, преподаватель и бизнес/производство находятся в хорошем контакте друг с другом – возникает настоящее качественное образование. И именно такая экосистема делает регион привлекательным – для учёбы, работы и жизни.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube