Качество образования // Статья

Зашли не в ту дверь?


Зашли не в ту дверь?
Фото: ru.freepik.com

Популярность системы среднего профессионального образования в последнее время непрерывно растет. Вот уже третий год прием в колледжи достигает 1,2 млн человек, а 6 лет назад этот показатель составлял 990 тыс. В настоящее время в СПО обучается 3,85 млн студентов. Об этом сообщил министр просвещения Сергей Кравцов, характеризуя приемную кампанию 2025 года. По словам руководителя образовательного ведомства, в Москве в 2025-м СПО выбрали 50% выпускников 9-х классов; по стране – 62,5% и ещё около 10% переходят в колледжи после 11 класса.

В то же время растет выбытие (отсев) из профессиональных образовательных организаций СПО. Такую тенденцию отметили специалисты Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС.

Причин отсева студентов несколько, но в числе главных – добровольное прекращение образовательных отношений (учащиеся бросают учебу), отчисление по неуспеваемости и дополнительно для тех, кто учится на договорной основе – отчисление из-за просрочки оплаты обучения.

При этом специалисты выделяют некоторые отличительные особенности отсева в системе СПО в зависимости от формы собственности образовательной организации (государственный или частный колледж), формы обучения (очная, заочная или очно-заочная) и финансирования обучения (бюджетная и договорная основы). Кроме того, доли выбывших различаются в зависимости от программ подготовки: специалистов среднего звена (сокращенно ППССЗ или ССЗ), квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС или КРС).

Из всех представленных в статистике причин отсева, наиболее значимой является добровольное прекращение образовательных отношений (бросают учебу).

Показатели, представленные ниже, рассчитываются относительно численности обучающихся на начало прошлого учебного года.

Причем доля тех, кто бросил учебу по собственному желанию, неуклонно росла на протяжении всего анализируемого периода с 2017 по 2024 годы.

Исходя из данных социологического опроса, проведенного Центром экономики непрерывного образования в 2025 году среди учащихся колледжей, можно предположить, что чаще всего бросают учебу по собственному желанию те, кто поступал изначально на не желаемую профессию/специальность.

Так, около 49% опрошенных вынуждены были «наступить на горло собственной песне» из-за нехватки баллов; 27% респондентов указали на отсутствие интересующей специальности в выбранном колледже; 26% отметили, что для поступления требовался переезд в другой город, а у 19% не было возможности бесплатного обучения. Кроме того, 23% анкетируемых выбрали программу обучения случайно.

У 43% обучающихся мотивом выбора системы СПО стало нежелание сдавать ЕГЭ, для 30% было сложно, а для 37% не интересно учиться в старшей школе и вузе.

Не совсем однозначен и выбор конкретного колледжа. Здесь также не видно осознанности и вдумчивости у молодежи, поскольку в числе приоритетных причин – «удобство расположения» (37%), «сюда поступали или уже учатся друзья» (31%), «советы родителей, родственников» (26%), легкость поступления (низкий балл)» (19%). Лишь 19% респондентов отметили престиж колледжа, 13% посчитало преимуществом, что диплом этого учебного заведения ценится работодателем, и 7% обратили внимание на то, что колледж сотрудничает с работодателем.

Закономерно, что уже в процессе обучения в худшую сторону изменилось отношение к получаемой профессии/специальности у 11% опрошенных, не выбрали бы ту же специальность/профессию около 17%.

Потери среди учащихся колледжей из-за отчисления по неуспеваемости (вторая по распространенности причина отсева в системе СПО), вероятнее всего, происходят из-за того, что некоторые из них привыкли довольно халатно относиться к учебе еще в школе. Так, среди учащихся колледжей очной формы около 24% опрошенных имели «удовлетворительный» уровень успеваемости в последних классах школы, а среди 43% тех, у кого мотивом выбора системы СПО было нежелание сдавать ЕГЭ, практически половина училась на «тройки».

Важно отметить, что на выбор направления образовательной подготовки никоим образом не повлияли ни школьная профориентация (так посчитали 67% респондентов), ни рекомендации учителей (62%), ни информация, полученная в колледже (52%). Интерес к выбранной сфере деятельности имели только 37,5% анкетируемых.

Таким образом, результаты социологического опроса в полной мере объясняют полученные показатели отсева учащихся из колледжей, которые, можно сказать, «зашли не в ту дверь» и как результат – они просто бросают учебу или отчисляются по причине неуспеваемости.

Данные исследования мы попросили прокомментировать ведущего научного сотрудника ЦЭНО РАНХиГС Елену Ломтеву и старшего научного сотрудника ЦЭНО РАНХиГС Ларису Бедареву.

– Почему система профориентации не работает?

– Существующая система профориентации стала неэффективной для нынешнего поколения молодежи.

Необходимо не только менять сам подход к профориентации подростков, но активно включать в этот процесс их родителей, чье мнение, а иногда и окончательное решение по вопросу послешкольного образования оказывает влияние на выбор школьниками профессий или специальностей в системе среднего профессионального и высшего образования.

А колледжам нужно активнее сотрудничать со школами, привлекать учащихся 7-9-х классов на свои площадки, информировать о преимуществах профессий.

– Как бы Вы объяснили причины случайного выбора колледжа и направления подготовки?

– В этом случае правильнее говорить не столько о случайном, сколько о вынужденном выборе. Иногда он продиктован нежеланием как самих молодых людей, так и их родителей, продолжать обучение в старших классах школы с последующей сдачей ЕГЭ, поскольку это требует довольно серьезных моральных и материальных затрат (подготовка к ЕГЭ с репетиторами, высокая стоимость обучения в вузе на договорной основе). Поэтому обучение в системе СПО рассматривается как возможность за это время получить профессиональную подготовку, выйти на работу и уже далее при желании продолжить обучение в вузе.

Следует учитывать тот факт, что колледжи, в основном, сосредоточены в крупных городах и региональных центрах. Часто из-за нехватки мест в общежитиях молодые люди, проживающие в малых городах и сельской местности, не могут переехать в областной центр и получить образование по интересующим их профессиям и специальностям системы СПО. В связи с этим необходимо проведение реконструкции уже существующих и строительство новых, более современных и комфортабельных общежитий. Также следует пересматривать нормативы минимально допустимого количества мест в общежитиях колледжей с учетом запросов учащихся заочной и очно-заочной форм обучения.

Кроме того, из-за недостаточного количества контрольных цифр приема по ряду популярных профессий и специальностей, колледжи увеличивают число платных мест, что также для некоторых семей снижает доступность получения их детьми «профессии мечты».

Какие факторы препятствуют трудоустройству выпускников колледжей по специальности?

– Часто востребованные государством направления подготовки не всегда интересны молодежи, поэтому простое увеличение контрольных цифр приема в надежде, что «чем больше придет, тем больше выпустится», при сложившейся системе ежегодного увеличения доли выбытия учащихся из колледжей, просто не сработает. В этом случае необходимо внедрение различных технологий, стимулирующих интерес молодежи не только к овладению нужными для экономики специальностями, но и к последующему трудоустройству именно в этой сфере деятельности. В качестве примера можно привести федеральные программы «Земский учитель» и «Земский доктор», основанные на финансовой поддержке специалистов в области образования и здравоохранения. В этой связи определенные надежды сегодня связаны с программой «Профессионалитет».

Есть и другие факторы трудоустройства не по специальности.

В процессе обучения многие учащиеся колледжей совмещают учебу с работой, при этом зачастую трудоустраиваются они не по той профессии, по которой они проходят подготовку. В первую очередь это связано с отсутствием у них опыта и квалификации .

Во вторую очередь, по ряду причин, сам работодатель не хочет (или не может) принимать на имеющиеся вакансии несовершеннолетних сотрудников. В итоге ребята устраиваются, как правило, в сферу услуг (точки питания, курьеры и др.), где можно неплохо заработать, а вот опыта по получаемой профессии/специальности как не было, так и нет. И после завершения учебы у них не возникает стимула трудоустраиваться «в соответствии с дипломом», поскольку иногда заработная плата при их нынешней работе превышает ту, которую им могут предложить по выбранной специальности.

– Каковы Ваши прогнозы по поводу отсева учащихся из системы СПО? Есть ли реальные пути сокращения этого показателя?

– Строить какие-то конкретные прогнозы на эту тему довольно сложно. Возможно, простое увеличение приема позволит компенсировать растущий отсев учащихся, но для стабилизации этих потерь или даже их сокращения необходимы решения по тем насущным вопросам, которые были затронуты ранее. Это усиление профориентационной работы со школьниками; строительство и реконструкция общежитий колледжей; привлечение интереса молодежи к направлениям подготовки, востребованным государством; увеличение бюджетных мест на популярные среди молодежи специальности; тесное сотрудничество не только колледжей, но и школ с работодателями, а также внедрение программ, стимулирующих трудоустройство по полученной профессии.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube