Ничто в образовательном процессе не является только обучающим, работающим только на знания или только на воспитание.
Что такое умение учиться? Это про воспитание или про обучение? В работах Василия Давыдова и его последователей научно обосновано их взаимопроникновение в образовании. И в международном мониторинге PISA оцениваются метапредметные компетенции – готовность аргументировать, мыслить системно, сотрудничать – это про обучение или про воспитание?
Фиксация воспитания как самостоятельной области выхолащивает образование.
Несмотря на все это, появляется примерная программа по воспитанию для детских садов с искусственным противопоставлением обучения и воспитания. Это вопиющее явление, которое противоречит и духу, и букве ФГОС ДО.
Поскольку «суровость российских законов искупается необязательностью их исполнения», как отметил еще Салтыков-Щедрин, то ничего радикальным образом появление программы воспитания не поменяет. Те, кто хорошо работал, будут продолжать в том же ключе, но им придется потратить свое драгоценное время на написание календарно-тематических планов. Те, кто плохо работал, лучше от этого работать не станут. И при этом все напишут «правильные» программы.
Создание таких текстов «для проверки» поддерживает формальное отношение к документам – «ну напишем еще один, мало ли мы писали программ». Такая установка – вещь вовсе не безобидная: она разрушает правовое сознание людей и порождает недоверие к институтам. А дефицит доверия – одно из самых главных препятствий к развитию.
И во всей этой истории меня больше всего расстраивает даже не сам факт появления программы воспитания, а то, что это обсуждение уводит в тень главный вопрос – про создание основной образовательной программы организации, ООП. Может сложиться впечатление, что так-то все было нормально с программами детских садов, и только появление программ воспитания все разрушает. Но нет же: главная проблема состоит в том, что право, данное Законом «Об образовании» и Стандартом детским садам – право создавать собственную основную образовательную программу с учетом примерных, то есть право для детского сада быть подлинным субъектом, прописать в этой программе свои приоритеты – совершенно не реализуется. Чаще всего программы написаны под копирку. Никто этому толком не учит: как отразить в своей ООП гибкое планирование, например, чтобы эта самая ООП стала не формальным текстом, а реальным инструментом работы. А обсуждение новорожденной программы воспитания уводит в тень эту, куда более важную проблему.