Культура // Статья

В Ясной Поляне очень любят детей

И создали для них целый интерактивный «Университет в лаптях».

В Ясной Поляне очень любят детей
Фото: ru.freepik.com

В усадьбе Ясная Поляна открылось обновленное пространство школы Льва Толстого. Коллеги из Weekend рассказали, как здесь реализуют на практике принципы педагогики, предложенные и опробованные более чем полтора века назад лично писателем, какова в этом роль бюро музейной сценографии «Метаформа» и как реагируют на это дети, а также их родители.

Говорим «Лев Толстой» и неизбежно вспоминаем шутку про «очень любил детей». И не менее неизбежно цитируем «Анну Каренину» с печально-хрестоматийным «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

Несчастливы в музее

Когда часто ходишь по выставкам, об этом задумываешься особенно часто. Именно совместный визит в музей, особенно классического толка – с веревочками поперек кресел и строгими смотрительницами, шипящими из уголка «не дышите на шедевр», – часто обнажает всю глубину несчастья в отдельно взятой семье – несчастья недопонимания между детьми и родителями.

Недавно я наблюдала крайне неприятную сцену в одном большом и уважаемом музее на одной очень популярной и потому очень многолюдной выставке. Весьма интеллигентного вида старушка решила повоспитывать тростью своей внука лет десяти. А все потому, что он недостаточно внимательно вглядывался в картины, которые ему, кстати, были не особо видны – с учетом того, что перед ним высились спины взрослых в три ряда.

Ситуация парадоксальная. Бабушка пытается привить внуку любовь к искусству. А укрепляет в нем стойкое отвращение к культурным институциям в целом. И к себе в частности. Есть ли выход? Да. Но поможет не трость, а зеленая – читай «волшебная» – палочка. По крайней мере, так считал Лев Толстой и рассказывал о ней ученикам своей школы в Ясной Поляне.

Зеленая палочка

Сам он узнал о ней там же, в усадьбе, в пятилетнем возрасте от десятилетнего старшего брата Николая. Тот признался Льву и другим детям в доме, что хранит великую тайну о зеленой палочке, которая закопана – удивительно – тоже в Ясной Поляне, у дороги на краю оврага в лесу Старый Заказ.

На этой палочке начертано то, что принесет всем людям счастье, защитит их от болезней, горестей и напастий, и сделаются тогда они все «муравейными братьями». Только вот найти зеленую палочку пока никому не удалось.

Исследователи высказывают разные предположения, откуда взялся в голове юного Николая этот сюжет и при чем тут насекомые. Чаще звучит версия, которой придерживался уже во взрослом возрасте и сам Лев Толстой, – что маленький Коля услышал разговор взрослых о моравских братьях, религиозной общине в Центральной Европе. Ну а дальше истолковал на свой лад.

Но палочка эта потом сопровождала писателя по жизни. А на похоронах Льва Толстого, которые проходили в той же Ясной Поляне, на краю оврага Старый Заказ, друг семьи режиссер Леопольд Сулержицкий выступил с рассказом о зеленой палочке, чем фактически заместил речь священника – ввиду существовавшего конфликта усопшего с церковью.

Музейный дух

Усадьба Льва Толстого Ясная Поляна на первый взгляд не очень детское место. Тут, конечно, можно носиться по парку и смотреть на лошадей в конюшне, но в доме-музее не разгуляешься – надо осторожно перемещаться по отделенным веревочками проходам из комнаты в комнату, слушать экскурсовода, вдыхать пыль времен и пытаться представить себе, как прямо тут, в этих же комнатах, кипела жизнь, носились какие-то другие дети, сидели за столом взрослые, работал за своим столом, уместившись в детский стульчик, Лев Толстой – потому что ему так было удобно.

Сейчас время тут остановлено и законсервировано. Чтобы сохранить как можно дольше иллюзию толстовского присутствия, в усадьбе стараются минимально что-либо трогать и менять. Даже электричество лишний раз не включают – экскурсии идут только при свете дня. Зато прекрасно рассказывают и о буднях обитателей, и о семейных праздниках, и о житейских – а куда без них – ссорах. Цитируют произведения Льва Толстого и письма его жены и друзей, вспоминают о редких гостях и завсегдатаях усадьбы.

И все это, конечно, очень интересно. Но только если тебе лет 30, или 40, или 50, а может, и того больше – и ты уже перечитываешь по второму разу Толстого, а не пытаешься заставить своих детей все же освоить «Войну и мир» в рамках изнурительной школьной программы.

Ну а вдруг тебе 10 лет или, того лучше, пять? И ты проснулся утром рано, а родители взяли и привезли тебя сюда, потому что давно мечтали вдохнуть этот запах старого дома и поразглядывать потемневшие от времени портреты членов почтенного семейства. А ты ходишь за гидом, потому что папа очень просил вести себя хорошо, и из последних сил держишь руки в карманах, чтобы не протянуть их из-за веревочки-ограждения и не потрогать неуклюжую куклу в комнате какой-то Софьи Николаевны, жены какого-то Льва Николаевича, или не подвигать металлического зверя, которого называют «пресс-папье», по столу с зеленым сукном.

Муравейное братство

Сотрудники музея давно и хорошо понимают нужды и интересы попадающих сюда детей. И с удовольствием отвечают на них в соответствии с теми педагогическими постулатами, которые сформулировал Лев Толстой, решив осенью 1859-го открыть в Ясной Поляне школу для ребят из окрестных деревень.

В основе предложенной Толстым методики был не насильственный, а естественный, основанный на любопытстве, увлеченности, жажде знаний образовательный процесс. Во многом на его воззрения повлияли педагогические идеи Жан-Жака Руссо. Но следом Толстой сам углубился в изучение и осмысление вопроса. И уже когда его школа вовсю работала, совершил вояж по европейским учебным заведениям, откуда вернулся с уверенностью, что все делает правильно. И с рассказами об ужасах увиденных примеров образования из-под палки.

По мнению Толстого, задача педагога – пробудить и поддерживать в детях интерес к обучению, а не заставлять их осваивать и заучивать непонятное против их воли. И кажется, сам он точно умел это делать. Вот фрагмент воспоминаний одного из учеников Яснополянской школы Василия Морозова:

«В школе у нас было весело, занимались с охотой. Но еще с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич. Так усердно занимался, что нередко оставался без завтрака. В школе вид он принимал серьезный. Требовал от нас чистоты, бережливости к учебным вещам и правдивости. Не любил, если кто из учеников допускал какие-нибудь глупые шалости… Любил, чтобы на вопрос ему отвечали правду, без задней выдумки… Порядок у нас был образцовый за все три года».

Школа просуществовала недолго – до 1862-го. И причиной ее закрытия стала череда неприятных событий. Толстой уехал на лечение, в его отсутствие в усадьбе случился обыск. И хотя потом «силовики» пришли с извинениями, но доверие селян было на какое-то время потеряно. А сам писатель тем временем загорелся замыслом «Войны и мира» – в работу над романом он будет погружен до 1869-го. Однако несмотря на закрытие школы, развивать педагогические идеи Толстой продолжал и позднее: выпускал журнал для преподавателей, написал азбуку.

В музее «Ясная Поляна» детскую тему развивают примерно в течение всего времени его существования. Еще первая директор, дочь Льва Толстого Александра, сразу после национализации усадьбы и получения музейного статуса в 1921-м открыла в одной из построек, так называемом Доме Волконского, общеобразовательную школу.

Уже в наше время, в 2001-м, в усадьбе открылся Детский центр толстовской педагогики и было создано общественное движение «Муравейное братство». И с тех пор тут традиционно устраивают детские программы на Новый год, Масленицу и другие праздники, разрешают детям бегать по газонам, помогать в огороде и кормить лошадей в конюшне, проводят мастер-классы, организовывают образовательные выезды. Но до недавнего времени у яснополянских педагогов фактически не было собственного помещения – даже костюмы для представлений хранились в 20 минутах езды и за пределами усадьбы.

И вот, наконец, в октябре 2025 года центр обрел дом – и это Дом Волконского, тот самый, который когда-то определила под школу детям дочь Льва Толстого. Старейшую на территории Ясной Поляны постройку из камня датируют концом XVIII века, а названа она в честь Николая Волконского, деда писателя по материнской линии. Он ее не строил, но жил в ней с семьей, пока возводился главный дом имения и другие постройки. И вот теперь здание прошло масштабную реконструкцию – и в нем обосновался Детский центр.

«Для нас очень важно рассказать о Толстом как о педагоге, потому что его педагогическая система необычна, очень прогрессивна и современна до сих пор, – объясняла на открытии центра директор музея-усадьбы Л.Н. Толстого “Ясная Поляна” Екатерина Толстая.– Центр – еще и музейное пространство, поэтому в рамках этой экспозиции мы покажем фондовые вещи, связанные с педагогической деятельностью Льва Николаевича Толстого».

В лаптях в будущее

Центр включает трансформируемое под разные нужды помещение для занятий и мастер-классов, а также интерактивную выставку «Университет в лаптях». Если на занятия нужно записываться отдельно, то в интерактивную часть дома Волконского могут попасть все желающие. И именно сюда стоит отправиться с тем ребенком, который хорошо вел себя в музее. И даже с тем, который вел себя не очень хорошо. Потому что «Университет в лаптях» – место, где ребенок простит родителей за «не трогай, не бегай, не кричи», а взрослые захотят вернуться в детство.

В «Университете» есть игровые доски, макет крестьянской избы, в которой можно быстро организовать перестановку или накрыть на стол, волшебный сундук с разными играми – тут создают обереги и примеряют на кукол традиционные наряды Тульской губернии, школа со столом и лавками, грифельной доской, магнитной азбукой и еще массой всего, что можно не только разглядывать, но и трогать, двигать, крутить и перемещать. И делать это приятно и безопасно – очень многое в «Университете» сделано из натуральных материалов. Есть тут и современные технологии – интерактивные панели, имитирующие книгу.

Реализовывать задумки специалистам по детским программам «Ясной Поляны» помогало бюро музейной сценографии «Метаформа». Работы длились около двух лет. Вот как куратор экспозиции от бюро «Метаформа» Людмила Афанасьева объясняет предложенное для центра решение пространства, которое сочетает новейшие технологии и классический детский набор – конструкторы, кукол, кубики.

«Может казаться, что детям в наш цифровой век ничего, кроме телефона или планшета, не нужно, но наш опыт в создании музейных пространств для детей говорит об обратном. Отказываться от “цифры” не стоит, но сместить фокус на аналоговые решения – можно и нужно. В “Университете в лаптях” получилось создать органичное сочетание, которое выглядит целостным: мы разработали цифровые игры, для прохождения которых необходимо взаимодействовать с экспонатами. И эти игры выглядят как страницы какой-нибудь книги конца XIX века. При этом есть деревянный макет музея-усадьбы и крестьянской избы, бизиборд, где нужно пройти маршрут до Дома Волконского, а также игра в модельера: нужно одеть персонажей Толстого – Марфутку и Тараску, – аналоговых игр даже больше. И подобное смешение здорово увлекает детей».

«Спасибо, ребята, что ходите ко мне, я рад, когда вы хорошо учитесь, только, пожалуйста, не шалите!» – это на отреставрированной аудиозаписи, которая есть на одном из стендов «Университета в лаптях», сам писатель обращается к ученикам своей школы. Но дети тут шалить будут вряд ли – слишком тут интересно, чтобы хулиганить. Только бы родители не пытались тоже во все это поиграть. Хотя их можно понять – очень познавательно и увлекательно, прямо, как мечтал Лев Толстой.

Анна Черникова


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube