BIG DATA // Статья

Просвещение будущего: как технологии влияют на образование

  • 10 октября 2025

Просвещение будущего: как технологии влияют на образование
Изображение создано при помощи ИИ

В последние годы в России всё чаще появляются проекты, которые предлагают новые подходы к обучению. Это могут быть как экспериментальные стартапы, так и уже отлаженные цифровые сервисы для школ. Всё больше таких решений помогают детям учиться в собственном темпе, а педагогам – точнее видеть прогресс и трудности. Эта тенденция особенно заметна по итогам премии Startech.Awards 2025, где эксперты обратили внимание на технологии, меняющие привычную школьную практику. Но прежде чем говорить о них подробнее, важно понять, какие изменения происходят на рынке EdTech и как они влияют на процесс обучения.

Что происходит с технологиями для школ сегодня?

Президент компании «Просвещение» Михаил Кожевников считает, что наиболее востребованными для школ являются технологии, которые в первую очередь отвечают задачам сферы образования, а не трансформируют её под себя. В связи с этим главным трендом стало развитие цифровых помощников, призванных решать разные вопросы.

Во-первых, это – оптимизация затрат времени и труда, что напрямую затрагивает работу администрации школы и учителей, заключающуюся в оформлении документации, анализе данных, подборе материалов к урокам. «У "Просвещения" есть социальный проект – цифровой ресурс "ПРОвоспитание в школе", который включает конструктор программ воспитания и помогает сформировать их в несколько кликов. Ещё на этапе запуска платформу 99% опрошенных нами пользователей подтвердили, что она позволяет облегчить работу с документацией, и 90% отметили, что планируют пользоваться банком педагогических идей с готовыми сценариями для мероприятий», – рассказывает Михаил Кожевников.

Во-вторых, не менее важной задачей остается повышение вовлечённости школьников в учебный процесс.

Сегодня традиционные учебники нуждаются в цифровом дополнении, которое включает разнообразные наглядные материалы и интерактивы. Это связано с тем, что современные дети и молодёжь предпочитают взаимодействовать с визуальным контентом: смотреть видео, общаться мемами и черпать информацию из картинок, а не из текстов. В печатные издания необходимо добавлять больше иллюстраций, инфографики и интересных практических заданий.

Михаил Кожевников приводит в пример разработанную «Просвещением» цифровую платформу «Мультибук», которая дополняет учебные комплекты по физике, химии и биологии, а также включает межпредметные интерактивные задания, 3D-объекты, видео, анимацию. Сервис позволяет учителям сэкономить время на подборе материалов для уроков и домашних заданий, а более 80% опрошенных компанией учеников отметили, что благодаря платформе занятия стали более увлекательными.

В-третьих, технологии призваны помогать школьникам в освоении учебного материала. Если ученик не понимает, как выполнять задание, лучшее решение – цифровой помощник, который предложит справочные материалы и объяснит алгоритм решения. Ценность такого продукта в том, что он не даёт готовых ответов, а учит думать, работать с информацией, делать выводы. Кроме того, в нем должны быть представлены только проверенные учебные материалы, одобренные Минпросвещением РФ. По этому принципу компания создала цифрового помощника «РепеТИГР» – он интегрирован с рабочими тетрадями учебно-методических комплектов по математике, русскому и английскому языку и позволяет ученику освоить сложные темы без родителей и репетиторов.

Чтобы достичь поставленных целей, необходима дисциплина и контроль результатов. EdTech-решения также способны облегчить этот процесс. Цифровые ассистенты уже умеют планировать график, напоминают о задачах, показывают прогресс, а значит, способствуют самодисциплине и мотивации учеников. Особенно это актуально в период подготовки к экзаменам, когда возрастает нагрузка.

«Мы включаем интерактивные расписания и трекеры динамики обучения в наши продукты, например, они есть на платформе онлайн-школы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ "99 баллов" и в цифровом сервисе "Я сдам ЕГЭ". Это подспорье не только для ученика, но и для педагога, которому не приходится вручную анализировать расписание и успеваемость ребёнка», – говорит Михаил Кожевников.

Команда «Просвещения» уверена: благодаря развитию технологий в будущем мы сможем не только удержать нынешнюю планку российского образования, но и повысить её, чтобы и дальше воспитывать самостоятельных, реализованных и счастливых людей.

5 программ для учителей и школьников

Pruffme – удобная платформа для работы и учебы онлайн

Вернемся к технологиям, которые меняют образование уже сегодня. Первый проект, о котором пойдет речь, – это Pruffme, платформа для совместной работы и обучения в режиме реального времени.

Сервис представляет собой готовое комплексное решение для всех видов онлайн-коммуникации (видеоконференции, вебинары, заочные занятия).

С помощью платформы можно полностью выстроить процесс дистанционного обучения, используя разнообразные интерактивные инструменты (опросы, викторины, учебные доски), а также инструменты аналитики (подробная статистика, контроль присутствия).

При необходимости можно общаться через корпоративные аккаунты и систему сообщений. Больше не нужно использовать множество приложений, как раньше, когда одно из них было виртуальной доской, другое использовалось для тестирований, третье – для ответов на тесты и прочее. Вопреки обилию сервисов по проведению онлайн-занятий типа Zoom, Google Meets, Microsoft Teams, Яндекс Телемост, они не предлагают подобного функционала и возможностей, как Pruffme. В 2024 году «Яндекс» приобрел стартап Pruffme, теперь продукт растет внутри крупного ИТ-холдинга.

Easy Anatomy 3D – лучший атлас анатомии человека

Однако если программа, описанная выше, необходима в первую очередь для дистанционных занятий, то следующая подходит и для очных.

Приложение Easy Anatomy 3D идеально дополнит уроки биологии, физкультуры, ОБЖ, а также медицины за счет наглядной демонстрации детализированного анатомического строения человека. Благодаря 3D Атласу с самой качественной моделью человеческого тела ученики лучше запоминают его особенности, а также им с этим помогают различные виды тестирований, представленных на платформе.

На данный момент Easy Anatomy 3D – самое полное мобильное приложение по анатомии с контентом на русском, английском и немецком языках, обладающее высоким рейтингом и спросом среди подписчиков.

Varwin Education – программирование виртуальной реальности

Раз уж мы заговорили про модели 3D, то нельзя не сказать про Varwin Education, представляющий собой образовательную среду для создания и управления интерактивными виртуальными мирами (3D, VR, AR, XR).

Программа развивает у детей навыки программирования на основе интуитивно понятного визуального языка Blockly (аналог Scratch).

Создание проектов в виртуальной и дополненной реальности делает обучение увлекательным и похожим на всем известные игровые миры Minecraft или Roblox. Список предметов, в которых пригодится Varwin Education, весьма внушителен, ведь система включает в себя библиотеку контента по 21 направлению (астрономия, история, физика, информатика и другие). Таким образом, на базе Varwin Education может быть реализована образовательная траектория по VR-разработке с 5-го по 11-й класс в рамках общего среднего и дополнительного образования, внеурочной или проектной деятельности.

Логопотам – развитие речи с помощью технологий

Технологии применяются не только в изучении сложных предметов или программировании, но и в более привычных, «человеческих» задачах – например, в развитии речи и коммуникации у младших школьников. Речевые нарушения остаются одной из самых частых причин обращения к специалистам в дошкольном возрасте, однако традиционные методы коррекции не всегда доступны: они требуют регулярных визитов, стоят дорого и ограничены по времени.

Платформа «Логопотам» объединяет индивидуальные занятия с педагогами и систему автоматической диагностики. Алгоритм анализирует произношение звуков и слогов, фиксирует ошибки и предлагает упражнения для их исправления.

На основе собранных данных формируется отчёт, где отражается динамика развития ребёнка и зоны, требующие внимания.

ИИ-Тьютор – персональный цифровой наставник для школьников

Речь и мышление тесно связаны: сначала ребёнок учится правильно говорить, потом – рассуждать и делать выводы. Поэтому в школьном возрасте цифровые технологии находят применение уже в другой роли – в сопровождении учебного процесса. Здесь на помощь приходят цифровые тьюторы нового поколения.

«ИИ-тьютор» – ансамбль нейросетей, обученных на материалах ФООП и учебных контентах, с возможностью речевого общения с учеником. Он помогает в выполнении домашних заданий, ведёт беседу в формате экспертного диалога, поддерживает в процессе изучения тем и даже выступает в роли экзаменатора.

Система адаптируется под уровень школьника и стиль его речи, выстраивая индивидуальную траекторию обучения. Учителю же сервис предоставляет подробный дэшборд с данными об активности учащихся, количестве попыток, времени работы и темах, вызывающих сложности.

Смогут ли технологии заменить учителя?

Технологии действительно меняют мир, в том числе мир обычного школьника или учителя. Казалось, еще недавно дети писали разноцветным мелом по зеленой доске, а преподаватель – красной ручкой в бумажном дневнике, не было онлайн-сервисов с ГДЗ и искусственного интеллекта. Несмотря на развитие цифровых технологий, важно помнить, что они ни в коем случае не способны заменить учителя, но они могут стать эффективными инструментами, повышающими мотивацию детей и их образовательные результаты.

«Мы всегда подчёркиваем, что цифровые помощники нужно задействовать с умом – для оптимизации рутинных процессов, доступа к интересным форматам обучения или быстрого анализа огромных объёмов информации. Что касается глубинных целей и смыслов образования, здесь, как показывает наш опыт, нужен человек… EdTech-решениям это неподвластно», – убежден Михаил Кожевников.

По наблюдениям команды Startech, инновации способствуют улучшению преподавательского опыта вопреки существующему пессимистичному взгляду на внедрение новых технологий в образовательный процесс. Цифровизация образования необходима и ведет к росту скорости и качества обучения в школах и колледжах. Однако цифровые технологии призваны лишь дополнять работу учителя, но никак не заменять её.

Елизавета Тихер,
руководитель направления маркетинга и коммуникаций компании Startech


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube