Мне хочется поддержать родителя, который имеет дело с современной школой. Потому что школа – это сложный механизм, а иногда, к сожалению, и аппарат. В школе все время что-то нужно делать и куда-то бежать. Особенно с домашкой и с ВПРами.
Еще вокруг родителя столько информации от таких же родителей – «ой, вы что, это же новая тенденция в раннем развитии: чем раньше вслух читаешь Кьеркегора, тем быстрее он будет логарифмы перемножать», «что, ваш еще не говорит профессионально на клингонском, а наш уже на уровне С5», «надо прикладывать корень мандрагоры прям ко лбу перед контрольной, так уже все в классе делают, а вы что еще нет – ну даете».
Родителям невероятно трудно не поехать кукушенькой.
Дети всегда хотят быть хорошими, даже когда хлопают дверью и неистово орут «ты ваще меня не знаешь». Но и родителям хочется быть хорошими.
Я еще не встречала такого родителя, который бы стремился срочно стать отвратительным отцом или матерью-ехидной (настоящей). Таких просто нет.
И родители с особенными детьми ровно этого же хотят – счастья для ребенка в виде заботливой тетеньки-учительницы (кстати, часто дети в разговорах мечтают о том, чтобы учительница не кричала), о школе с теплым обедом, чтобы их ребенка никто не обижал и он не обижал никого тоже. И из-за стигмы того, что можно просить о помощи (попрошу – поставят клеймо, повесят ярлык, к сожалению, часто так и бывает), родитель этой помощи не просит или не знает, как и у кого ее попросить, а еще не верит, что эту помощь могут оказать.
Как помогать тем, кто не просит помощи, не знает как, бежит от нее? Как учитель может помочь тем родителям, которые не очень готовы увидеть проблему или не хотят, чтобы другие узнали, что их ребенок выбивается из общей массы детей?
1. С родителями, как и с детьми, важно говорить. Честно, откровенно и с большой заботой. Поверьте, родители детей с особыми потребностями, часто слышат, что их ребенок какой-то не такой, неудобный, неправильный. Не стоит повторять эти слова. Но можно так:
- «Я стала замечать, что Насте сложно сосредоточиться, когда я диктую текст, замечали ли вы это?»;
- «Когда кто-то садится на Настино место, она начинает громко кричать или плакать – всегда ли так было?»;
- «Какие правила у вас есть дома, что помогает избегать таких ситуаций?»
Родители часто знают, как помогать своим детям, точно можно спрашивать об этом у них.
2. Важно не торопиться в выводах, если вы не специалист. Да и вообще в образовании лучше не торопиться с выводами. Даже есть у вас есть дополнительное образование, нужно всегда получать второе мнение. Обязательно обратитесь за консультацией. Многие фонды готовы давать их бесплатно. Есть много материалов для сверки на сайтах фондов. Пользуйтесь только проверенными.
3. Важно показывать (и быть!) для родителей безопасным взрослым, а это значит вы должны:
- соблюдать конфиденциальность, если вы договорились о ней и вы понимаете, что готовы на это (становиться в оппозицию к школе тоже не нужно, здесь важно построить здоровый альянс и отыскать баланс);
- идти за родителем, не давя и не требуя, – родитель будет готов говорить, а главное – слушать вас только тогда, когда правда будет готов;
- говорить с родителем безоценочно, сверяясь: «я вижу это – вы это видите?», «я замечаю это – вы это замечаете?», «она сделала это, как думаете, почему так произошло, делала ли она так раньше?» – мы исследуем опыт не ребенка, не навешивая ярлыки.
4. Важно озвучивать гипотезы изменений: «если мы будем делать с вами так, то ребенку будет так-то»:
- «Если мы познакомим детей в классе с диагнозом Насти, аккуратно расскажем, почему так бывает, то дети не будут в неведении, они будут знать, что делать и как помогать (например, в случае приступа или изменения в поведении)»;
- «Мы установим несколько правил, которых будем придерживаться в классе, тогда Насте будет понятно, что происходит».
Родителям важна прозрачность и ясность ваших действий, отсюда формируется доверие. Если они понимают, что и как происходит, они чувствуют себя в безопасности.
5. Важно быть последовательными в своих действиях и словах. Дети видят и понимают, когда перед ними стабильный взрослый, а когда «учитель-праздник» или «учитель-катастрофа». Если вы договорились про правила, важно из соблюдать. Если обещали, что будете давать обратную связь каждую неделю, это нужно делать. Не обещайте того, что не сможете дать.
6. Важно заботиться о себе: усталость, злость от непонимания – очень нормальные чувства и состояния, важно помнить, что ваше состояние должно помогать, а не разрушать. Часто в школах можно организовывать супервизорские консультации, например, раз в месяц специалисты фондов или коллеги внутри могут с вами разбирать накопившиеся вопросы или случаи. Или группу из дружественных учителей для обсуждения и рефлексии (про это много написал Фабер и Мазлиш: они собирались за обедом с учителями и обсуждали свои маленькие победы в работе с детьми, такая поддерживающая группа получалась).
Инклюзия в школе – очень трудная задача. Мне внутри становится так безысходно, когда коллеги говорят «посадили мальчика в класс, родители не видят, администрация не слышит» – это катастрофа для учителя. Кажется, что тут могут помогать коллеги и материалы вокруг – чаты, встречи, сообщества, книги, статьи. А иногда стоит даже уйти.