Поездка детей в гости к бабушкам и дедушкам во многих семьях – добрая традиция, и дети с нетерпением ждут этого события. Но иногда оно омрачается разногласиями. Педагог-психолог Анна Денисова и учитель-дефектолог Русалина Садыхова – специалисты школьной службы примирения московского Центра инклюзивного образования «Южный» – рассказали, как старшему поколению с помощью восстановительного подхода в психологии наладить отношения с внуками.
Почему полезно отправлять внуков к бабушкам и дедушкам
Лето у бабушек и дедушек полезно с точки зрения укрепления семейных связей и ценностей, в основе которых заложены любовь, доверие и взаимопомощь. Как правило, бабушки и дедушки – мудрые наставники и верные помощники. Их отношение к детям своих детей часто обусловлено любовью, бескорыстным проявлением заботы, эмоциональным вовлечением во все сферы жизнедеятельности внуков.
Что может стать причиной семейных разногласий
Иногда накопленный багаж знаний и опыта старшего поколения, желание быть нужными и полезными могут критически восприниматься родителями детей. Точка зрения на воспитание ребенка, соблюдение режима дня или распределение домашних обязанностей у разных поколений может отличаться. И от того, что бабушкам свойственно потворствовать слабостям внуков, на что-то смотреть сквозь пальцы, иногда возникают конфликты. Зачастую при этом страдает ребенок, потому что семья для него – это территория безопасности. Детям бывает сложно понять, почему любящие люди конфликтуют между собой. В этой непростой ситуации ребенок может принять вину на себя, замкнуться, постесняться рассказать взрослым о своих переживаниях.
Как конструктивно разрешить семейный конфликт
Одна из главных задач взрослых – создание благоприятного, доверительного, гармоничного фона семейных отношений. Для конструктивного разрешения конфликтов между поколениями можно использовать восстановительный подход медиации. Этот метод активно применяют в школьных службах примирения образовательных организаций Москвы для урегулирования споров между школьниками. Подростки-волонтеры специально обучаются восстановительным технологиям под руководством педагогов-психологов школ и Городского психолого-педагогического центра столицы. Этот подход применим и для разрешения семейных разногласий.
В чем суть восстановительного подхода
Его главный принцип – ответственность за принятие и исполнение решений сторонами – «собственниками конфликта».
Согласно восстановительному подходу, важно проговорить и обсудить проблему открыто. С целью снижения градуса накала ситуации нужно спокойно и откровенно поделиться своими обидами и недовольством. Проговаривание проблемы вслух уже снимает напряжение между участниками конфликта. А невысказанность и заглушенные эмоции, наоборот, способствуют росту тревоги. Новым шагом к созданию семейного благополучия станет умение вести откровенный разговор. Диалог ведет к изменению взаимоотношений: от позиции противопоставления, подозрительности, агрессивности к конструктивному общению, которое – основа взаимопонимания.
Как правильно вести конструктивный диалог
В диалоге важно следовать следующим этапам:
- Понять свои эмоции, чувства, а также понять чувства и состояние другого человека.
- Определить, какие будут последствия конфликтной ситуации не только для себя, но и для всей семьи.
- Совершить действия, благодаря которым изменится отношение сторон друг к другу, придет принятие ответственности за свои высказывания.
Например:
- осознанно признайте свою роль в конфликте и ошибки, которые совершили. Нам всем свойственно ошибаться. Это, конечно, требует смелости и самокритики, но признание собственных ошибок создаст основу для взаимопонимания и прощения;
- проявите искреннее сожаление и извинитесь за неосторожные слова и действия;
- простите другую сторону за сказанное или сделанное;
- измените способ общения: не допускайте оскорблений, повышения тона голоса, не выясняйте отношения при детях;
- избегайте критики и осуждения.
Взаимное понимание, извинение, прощение, искреннее заглаживание причиненного вреда выступают основными инструментами восстановительной медиации.
Как в дальнейшем выстраивать доверительные отношение в семье
- Придумайте такие занятия, которые будут познавательны и полезны для всех. Например, приготовьте вместе что-то вкусное, полистайте семейные фотоальбомы, расскажите истории из своего детства или истории своей семьи (если дети захотят послушать);
- запланируйте интересное времяпрепровождение на следующий день;
- выражайте друг другу слова искренней благодарности за совместное приятное времяпрепровождение;
- создайте новый семейный ритуал – комплименты каждый день;
- обращайтесь к традициям – пусть вся семья как можно чаще собирается за одним большим столом, с пирогами, ароматным чаем и задушевными разговорами;
- и запаситесь терпением – изменение отношений требует времени!
Узнать больше о работе школьных служб примирения столицы, клубе юных волонтеров «Диалог дружбы», восстановительном подходе как способе разрешения конфликтов можно на сайте Городского психолого-педагогического центра Москвы, в разделе «Городская служба примирения».
Русалина Садыхова,
учитель-дефектолог,
специалист школьной службы примирения (ШСП)
Центра инклюзивного образования «Южный» (г. Москва)
Анна Денисова,
педагог-психолог,
специалист школьной службы примирения (ШСП)
Центра инклюзивного образования «Южный» (г. Москва)