Знакомство ребят с творчеством Фёдора Михайловича Достоевского начинается с произведения «Белые ночи». Они встречают новый тип героя, с которым им предстоит пройти целый путь. Очень часто ребята недоумевают, почему Мечтатель разговаривает с Петербургом, ведь это так странно. Когда они вчитываются в произведение, вдруг обнаруживают, что город – это собеседник главного героя, его старый приятель, который разделяет переживания Мечтателя.
Детально проанализировав произведение, мы перешли к творческому заданию.
На этот раз ребятам предстояло составить путеводитель Мечтателя: указать примерный его маршрут, описанные в произведении места, подкрепив свои мысли цитатами из текста.
Многие уже не раз побывали в Петербурге, поэтому захотели дополнить свой путеводитель памятными для себя местами. А одна из моих учениц предпочла сделать видео, так как у нее появилась возможность побывать в городе на Неве, и ей захотелось прогуляться по местам из «Белых ночей».
Ульяна: «Сначала я очень усердно работала с текстом: выделила все глаголы со значением “идти”, потому что рядом с этими словами обязательно будет описание каких-либо мест. Определив в тексте все необходимые мне локации, я начала искать их в интернете. Тщательно заносила в строчку поисковика все исходные сведения, чтобы установить, какое здание было описано. Затем взяла карту Санкт-Петербурга, чтобы отмечать найденные здания. Я постаралась определить местоположение каждого объекта с максимальной точностью, высчитывая расстояние по карте. Помимо всего я нашла в интернете интересную статью, которая помогла мне с поиском примерного маршрута Мечтателя. И вот у меня наконец-то получился примерный маршрут Мечтателя».
Ребята смогли сделать разнообразнейшие карты, но очень важно, что они смогли прогуляться по Петербургу вместе с Мечтателем, проникнуться переживаниями главного героя, вчитаться в сам текст. Теперь история Мечтателя стала рассказом их знакомого, а не далекого героя, созданного Ф.М. Достоевским.
Одиночество в большом городе может настигнуть не только Мечтателя, поэтому я предложила ребятам «поговорить» с городом, с любимыми местами, домами. Результат их работы просто потряс меня: в этих диалогах была такая искренность, каждый смог поделиться местом, которое было так значимо в жизни. На мгновение мы все стали теми самыми Мечтателями из «Белых ночей», которые неспешно прогуливались и болтали с окружающими нас домами.
Анастасия: «Прогуливаясь по своей деревне, я часто заглядываюсь на один совсем одинокий зеленый домик.
– Остановись! – говорит он мне своим печальным и хриплым голосом каждый раз, когда я прохожу мимо.
И я останавливаюсь.
– Здравствуй! – тихо шепчу в ответ.
– Ну, подруга моя, давно мы не виделись!»
Чувствуя вину за это, я опускаю взгляд и тяжело вздыхаю.
– Давненько, старичок, – немного печально произношу я.
Прошло и правда очень много лет. Мой приятель уже совсем расклеился. А ведь раньше мы могли беседовать часами напролет».
Я стараюсь создать на своих уроках такой мир, который может позволить ребенку путешествовать в своих фантазиях, а иногда и попробовать себя в роли писателя. Так важно, что дети невероятно чутко откликаются на такие задания, раскрываются по-новому. Такое сотворчество пробуждает познавательный интерес у ребят, помогает усвоить полученную информацию, а еще раскрывает индивидуальность каждого.