В Москве прошел просветительский форум Российского военно-исторического общества (РВИО) «Военная история в играх: границы реальности». Мероприятие собрало ведущих отечественных историков, педагогов, киберспортсменов и представителей молодежных организаций для обсуждения вопроса исторической достоверности в игровой индустрии.
– Популярность компьютерных игр растет с каждым днём. Дети и взрослые проводят за этим занятием все больше времени, что заставляет задуматься, как использовать игры во благо – в первую очередь, для обучения и развития. Игровой формат популярен у молодежи. Он может стать отличным инструментом просветительской работы. Видеоигры, о которых пойдет речь сегодня, стимулируют интерес к изучению истории, – отметил Исполнительный директор Российского военно-исторического общества Виталий Мартынюк. Он напомнил, что при участии РВИО в 2014 году была разработана компьютерная игра «Илья Муромец». Она посвящена первому в мире русскому стратегическому бомбардировщику, выполнявшему задачи в годы Первой мировой войны. Это предшественник современных самолётов стратегической авиации.
Заместитель Председателя Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы Артур Берлов передал слова приветствия от имени Мэра Москвы Сергея Собянина:
– В современном мире игры становятся не просто развлечением, но и мощным инструментом познания прошлого, способным привлечь внимание молодого поколения к важным историческим событиям. Военно-историческая тематика в игровой индустрии открывает новые горизонты в сфере просвещения и образования.
Она помогает сохранить память о героическом прошлом Отечества и передать ее будущим поколениям в увлекательном формате.
Правительство Москвы уделяет большое внимание популяризации исторических знаний и развитию креативных индустрий. Мы благодарны Российскому военно-историческому обществу за организацию в столице этого важного мероприятия. Форум является площадкой для конструктивного диалога между историками, экспертами, разработчиками игр, представителями молодежных организаций. Убежден, что результатом обсуждения станут новые интересные и качественные проекты, в основе которых – любовь к истории и Отчизне, сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей нашего народа, – говорится в приветствии.
Перед участниками форума выступил Генеральный директор АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) Алексей Гореславский. Он подчеркнул, что 62% россиян в качестве досуга выбирают различные форматы игр – компьютерные, мобильные и настольные. «Институт развития интернета» активно поддерживает отечественных создателей игрового контента.
Организатором форума выступило Российское военно-историческое общество при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках национального проекта «Молодежь и дети», а партнёром мероприятия стала компания «Ростелеком».
Александр Ряховский, директор офиса перспективных и партнерских проектов «Ростелекома»:
Игровая индустрия сейчас – катализатор цифровой экономики в стране. «Ростелеком» в июле этого года вывел на рынок игровую платформу, сейчас там 5,5 тыс наименований, к концу года их будет уже 7,5 тысяч. И мы видим, что с развитием игровой индустрии развиваются и другие направления: киберспорт, онлайн-образование. Но развитие гейминга может быть вкладом и в развитие и поддержку нашего культурного кода. Буквально на этой неделе «Ростелеком», «Леста», Федерация компьютерного спорта России, РВИО и «Единая Россия» подписали большое соглашение о проведении общероссийских киберспортивных турниров, приуроченных к 9 мая и другим праздникам. Финал мы планируем провести в Музее Победы в Москве.
Особыми гостями мероприятия стали ветераны Специальной военной операции, Герои России Иван Болдырев, Антон Старостин, Игорь Юргин, а также кавалеры Ордена Мужества Роман Гришин и Сергей Проклов.
– Мы готовы делиться опытом, готовы подсказывать, помогать. И сейчас вместе с разработчиками, когда мы будем на разных площадках, мы с удовольствием выслушаем вас и ответим на все вопросы, – сказал Герой России, Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха, участник программы «Время Героев» Игорь Юргин.
– Сегодня игры – это не просто какое-то хобби, а непосредственный инструмент для работы с молодёжью, средство получения не только развлекательной, но и полезной информации. И сейчас, играя в игры, есть возможность хотя бы виртуально погрузиться в те события, которые пришлось пережить нашему народу. И хотя бы чуть-чуть почувствовать то, что пришлось испытать нашим людям.
Сегодня на этой площадке находятся разработчики, преподаватели, военные блогеры и журналисты, наша молодёжь. Хочется пожелать, чтобы этот день для вас запомнился, вы получили новые знания и в дальнейшем ими воспользовались, – отметил Герой России, Заместитель председателя Государственного комитета молодежной политики Республики Крым, Советник Главы Республики Крым, участник программы «Время Героев» Антон Старостин.
В рамках форума прошли тематические сессии, посвященные актуальным вопросам индустрии, среди которых «Историческая достоверность в играх: между правдой и вымыслом», «Культурный код и национальная идентичность в видеоиграх» и «От шахматной доски до цифровой вселенной: игра как форма культурной политики». В работе этих секций приняли участие кандидат исторических наук, член Научного Совета РВИО Юрий Никифоров, директор медиа-агентства «Навигатор» Константин Подстрешный, директор продукта «Мир танков» Борис Синицкий, генеральный директор студии «Сайберия Нова» Алексей Копцев, продюсер серии игр «Ил-2» Даниил Тусеев, руководитель GR-направления компании «Мир Хобби» Максим Лозовский, генеральный директор ООО «Пионеры игрового искусства» Артемий Большаков и другие эксперты.
Важным итогом форума стало подписание Соглашения о сотрудничестве между Российским военно-историческим обществом и студией Game Art Pioneers. Данный документ определяет механизмы совместной работы над проектом по создании серии высокохудожественных мультижанровых игр, где увлекательный геймлей будет основываться на достоверном историческом контенте, отраженном в учебниках истории. В дальнейшем такие продукты планируется интегрировать в образовательные программы в качестве вспомогательных материалов с экспортной перспективой в качестве инструмента «мягкой силы».
Для молодых гостей мероприятия была организована насыщенная интерактивная программа, включавшая кибертурнир по игре «Передний край», площадку с историческими настольными играми, масштабные игровые зоны и хакатон для начинающих разработчиков.
Живой интерес аудитории вызвала заключительная дискуссия с участием Президента Федерации блогеров России Марка Можальского, режиссёра и композитора Михаила Медалина, общественного деятеля Максима Петренчука, руководителя разработки Game Art Pioneers Сергея Алексашенко, а также специального гостя – киберспортсмена Григория Королёва («Гриша Путин»), который в мировом игровом сообществе неоднократно выступал в поддержку Специальной военной операции.
Участники единодушно отметили, что видеоигры обладают значительным просветительским потенциалом и способны сформировать у подрастающего поколения глубокий интерес к истории России и уважение к ее прошлому.
Александр Егоров, руководитель VK Play Media: «Российская игровая индустрия подтвердила наличие высококлассных специалистов и мощной технической базы. Однако сейчас геймдев переживает период «турбулентности»: рынок ПК-игр не демонстрирует значительного роста, но и не идет на спад, а прогнозы остаются оптимистичными. Главная задача отрасли – укрепить доверие: российские игроки должны поверить в отечественные ПК-игры, а разработчики – в свою аудиторию.»
Проведенный форум заложил основы для системного взаимодействия между игровой индустрией и сферой образования, продемонстрировав, что в современных условиях именно игры являются одним из наиболее эффективных инструментов для изучения и сохранения исторической памяти.












