Подростки // Статья

Как говорить с подростками о ценностях и почему навязывание ведет к утрате влияния взрослого


Как говорить с подростками о ценностях и почему навязывание ведет к утрате влияния взрослого
Фото: profit-success.ru

«Я отлично понимаю, что важно любить, заботиться и знать цену усилиям.
До тех пор, пока мне не скажут об этом из каждого школьного утюга.
И с такой улыбкой, будто я сам никогда об этом не задумывался.
Куда уж нам, да? Мы же поколение TikTok»

Саша, 17 лет

Кажется, мы все – педагоги и родители –
уже осознали, что мало «передавать» знания и ценности подросткам.
Куда важнее и сложнее делать это так, чтобы уже не дети,
но еще не взрослые воспринимали сказанное по-человечески.
Чтобы не выкидывали в форточку только потому, что об этом сказали мы.
Не слишком молодые, не слишком современные,
возможно, не слишком дружелюбные мамонты…

Анна Макарчук, к.п.н., директор Центра толерантности

Нам просто необходимо донести до них внутренний смысл доброты, чести, личного достоинства, совести и заботы. И дело не в образовательный стандартах, просто так мыслит каждый педагог.

Но как?

С каждым днём наши дети становятся все более самостоятельными и критически настроенными к информации, которую мы действительно предлагаем из каждого утюга. Они стремятся к автономии, мы стремимся к программе – своей или общей. Они ищут свой путь и свои ценности, мы уже нашли и постоянно обновляем свои. Они отвергают то, что кажется им навязанным или неискренним, мы… Мы должны это учесть в каждой странице своей работы.

В этой статье я хочу поговорить о том, как подростки воспринимают ценности, что для них действительно важно, и как мы можем адаптировать наши методы общения, чтобы абстрактные уроки доброты и чести нашли свое место в умах и сердцах, не потерявшись по дороге.

Идем на разрыв

Представьте ситуацию: в классе педагог говорит о важности честности. Он использует примеры из классической литературы и исторических событий, пытаясь вдохновить учеников поступать честно.

Однако после урока подростки обсуждают не мораль сухих страниц, а недавний скандал с обманом в социальных сетях. Кого-то слова оболгали. Кто-то снова обманул. Взрослые сделали вид, что ничего не произошло. Молодежь поспорила и получила волну обвинений.

Эта ситуация кажется подросткам гораздо более реальным и актуальным уроком ценностей.

Для них честность – это не абстрактный термин из учебника, а живое и очень динамичное в современности понятие, которое проявляется в повседневной жизни, в их собственных переписках, среди друзей, в семье.

Этот простой и гигантский разрыв между теоретическим изложением ценностей и их реальным восприятием иллюстрирует, что нам жизненно необходимо найти способы говорить о ценностях иначе. Выкинуть книги, фильмы, планы и программы никто не предлагает. Но их необходимо пересмотреть, чтобы материалы начали резонировать с реальным жизненным опытом.

Что отталкивает подростков?

Наигранность и неискренность в подаче ценностей мгновенно лишает взрослого права на убеждение.

Подростки обладают особенно острым чувством подлинности. Они легко улавливают неискренность и наигранность, что вызывает у них недоверие. Как только молодые люди чувствуют недостаток подлинности, их внутренние «антенны» настраиваются на отторжение. Это не просто реакция на конкретную ситуацию, а формирование общего отношения к взрослым, их советам и урокам.

Подростки находятся в периоде активного формирования личности, поисков своего «Я» и своего места в мире. Для них важна аутентичность во всем: в отношениях, общении, обучении. Когда взрослые предлагают им ценности в поверхностной форме, это воспринимается не просто как неправда, но как пренебрежение, неуважение к их чувствам и мыслям. Подростки видят процесс как попытку манипулирования (а что, это разве не так?), что не только отталкивает их, но и порождает скептицизм по отношению ко всему, что исходит от таких взрослых.

Наигранная беседа о ценностях не только уменьшает шансы, что подросток примет озвученную информацию, но и ведет к утрате влияния взрослого как наставника и учителя.

Психологические аспекты, объясняющие, почему подростки чувствуют себя обманутыми или недооцененными при наигранной подаче:

1. Мы строим свою идентичность (и не хотим, чтобы она рухнула из-за вас!)

Подростковый возраст – это время, когда дети активно исследуют и формируют свою личность. Они стремятся к автономии и независимости в своих взглядах и убеждениях. Наигранность в представлении ценностей может быть воспринята как попытка подмены их собственного процесса самоопределения.

2. Потребность в аутентичности, (а не в ваших советах из книг)

Подростки особенно чувствительны к подлинности в отношениях и общении. Они ищут истину и подлинность во всем, что окружает их. Наигранная подача воспринимается как ложь или манипуляция.

3. Критическое мышление, (у вас же оно тоже есть, взрослые?)

В этот период жизни развивается критическое мышление. Подростки начинают оценивать информацию, представленную бывшими авторитетами, с большим скептицизмом. Они быстро распознают несоответствия и непоследовательность.

4. Поиск смысла, (а не теории, которая устарела)

Подростки ищут смысл и релевантность в предлагаемых ценностях. Они хотят понять, как эти ценности соотносятся с их собственной жизнью и опытом. Зачем им ценности, которые оторваны от реальности? Мораль без современных примеров кажется безличной и неуместной.

5. Эмоциональная вовлеченность, (мы можем это обсудить честно?)

Подростки находятся в периоде интенсивного эмоционального развития. Они особенно чувствительны к тому, как их воспринимают взрослые. Наигранное отношение и отсутствие диалога вызывает чувство недооцененности, непонимания и недостатка уважения к их эмоциям и мнениям.

6. Потребность в доверии, (и попытки решить за меня – это его отсутствие)

Для подростков важно чувствовать доверие и уважение со стороны взрослых. Наигранная подача ценностей нарушает это доверие, поскольку подростки воспринимают ситуацию как пренебрежение к их способности критически мыслить и самостоятельно делать выводы.

Социальные сети и медиа также играют свою роль в восприятии подростками ценностей и неискренности.

Но не ту, о которой обычно пишут любители критиковать онлайн-игры за формирование агрессивного поведения (миф), а комиксы – за деградацию сознания (тоже миф). В медиа и социальных сетях подростки наблюдают за многочисленными примерами манипуляций – от рекламы до политических кампаний. Это усиливает их скептицизм и недоверие к любой форме неискренности. Подростки начинают сомневаться в любых авторитетах, включая родителей, учителей и других взрослых, поскольку видят разрыв между миром медиа и реальностью.

Итак, нам по многочисленным параметрам необходимо использовать подходы, основанные на искренности, подлинности и открытом диалоге при общении с подростками о ценностях. Это поможет создать прочную основу доверия и понимания, которая будет способствовать действительно глубокому усвоению этих ценностей подрастающим поколением.

Как же тогда говорить?

Короткий ответ:
  • не только говорить, но и делать;
  • не столько говорить, сколько слушать.

Длинный ответ ниже.

В вопросе передачи ценностей подросткам, среда общения играет ключевую роль. Любая двусторонняя или даже многосторонняя коммуникация предоставляет уникальную возможность для сочетания образовательных методов и практических примеров, облекая абстрактные концепции в конкретные, живые истории и ситуации.

Давайте начнем с личного примера.

Учителя и значимые взрослые как никто другой находятся в позиции ежедневного влияния. Но это влияние не заключается в нравоучениях.

Представьте: учитель начинает каждый свой урок с улыбки, проявляет уважение к мнению каждого ученика, признает собственные ошибки и обсуждает их. Эти небольшие изменения в атмосфере, повторяющиеся день за днем, полностью меняют климат и формируют у подростков представление о честности, уважении и ответственности.

Открытый диалог и обсуждение. Вместо односторонних лекций, мы можем организовывать дискуссии и дебаты по актуальным темам, которые касаются моральных и этических вопросов. Например, обсуждение ответственности через примеры реальных катастроф (можете начать с экологических, чтобы было спокойнее) позволяет ученикам самостоятельно прийти к выводу о значимости ценностей.

Использование современных медиа также нельзя недооценивать. Создание школьных проектов с использованием видео, блогов, подкастов, где подростки могут выражать свое мнение о социальных, культурных и этических вопросах, даёт им возможность активно участвовать в дискурсе о ценностях. Поначалу может быть очень непросто, учитывая необходимость постоянно балансировать на грани допустимого. Увы (или к счастью), мы говорим с детьми о ценностях и у нас нет права быть неискренними.

Практика – это еще один эффективный способ. Представьте, школьники работают над проектом, связанным с благотворительностью или общественной работой. Они не только учатся работать в команде и проявлять инициативу, но и понимают ценность помощи другим, сочувствия и сотрудничества. При подготовке доклада о волонтерстве такого «коннтекта» не происходит.

Наконец, рефлексия и самоанализ. Через регулярные сессии самоанализа и обсуждения ученики могут осмысливать свои поступки и решения, видеть, как их действия соотносятся с общепринятыми ценностями. Это помогает им развивать самосознание, эмоциональный интеллект и корректировать ценности на внутреннем уровне. В этот момент абстракция становится живой.

Метод, объединяющий перечисленное

Не один год рассматривая проблему коммуникаций о ценностях человечности, мы в Центре толерантности пришли к формату плейбек-театра. Этот метод интегрирует личные истории («это моя ценность») и эмоции («и я чувствую ее значимость») учащихся в культурно-образовательный процесс.

Плейбэк-театр – это пока относительно новая для России форма театрального импровизационного искусства, которая предоставляет аудитории способ выразить себя и отрефлексировать значимую тему в безопасной среде.

Как это работает?
  1. Подростки делятся своими историями из жизни, рассказывают о переживаниях, личном опыте столкновения с социально значимыми темами и ценностями.
  2. Подготовленные актеры преобразуют истории из зала в театральную постановку, импровизируя и при этом не теряя из фокуса психологизм.
  3. Весь зал переживает новый опыт отображения и рефлексии своих-общих историй.
  4. Проводится фасилитируемое обсуждение при участии педагогов-психологов, но главное слово все еще остается за подростками.

Основа взаимодействия – эмпатия

В плейбек-театре актеры создают постановку «в прямом эфире» на основе реальных историй из зрительного зала. Это формирует глубокую эмоциональную связь между актерами и зрителями, позволяя в нашем случае подросткам эмпатично относиться к чужому опыту и, одновременно, видеть отражение своих собственных переживаний.

Спонтанность и креативность

Импровизация, лежащая в основе плейбека, исключает формализм и неискренность. Подростки учатся выражать себя в неподготовленной, «незаскриптованной» манере, что в том числе способствует развитию их творческих и коммуникативных способностей.

3. Ценности на глубине

Плейбэк-театр позволяет аудитории именно исследовать, а не просто фиксировать ценности. Почти в каждой истории из зала фигурируют доброта, честь, личное достоинство, уважение, любовь, понимание, помощь. Процесс выражения истории на сцене позволяет не только учиться на словах, но и глубоко понимать и ощущать эти ценности на практике.

4. Рефлексия

Участие в плейбек-постановке практически невозможно без самоанализа и рефлексии: как на уровне актеров (в нашем случае это тоже подростки), так и в зрительном зале. Школьники и студенты учатся осмысливать свои действия и решения, а также видеть, как эти действия соотносятся с действительностью, мнениями и опытом других.

5. Создание сообщества

Плейбэк-театр, как и многие качественно организованные творческие проекты, создает ощущение сообщества и взаимоподдержки. Подростки чувствуют, что их истории и переживания важны и ценны, что укрепляет их самооценку и чувство принадлежности, столь необходимые в переходном возрасте.

Таким образом, плейбек сочетает в себе искусство, эмпатию, креативность и глубокую рефлексию, делая процесс обучения не только информативным, но и проникновенным, эмоционально и ценностно насыщенным.

Если вы хотите попробовать такой формат для своей школы, приглашаем присоединиться к уже существующему проекту.

В январе 2024 года на площадке Центра толерантности Еврейского музея (Москва) откроется серия плейбек-показов «Место историй» для 7-11 классов. Участие бесплатное. Подробнее о проекте.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube