17 сентября в Южно-Сахалинске в рамках проекта «Навигатор для родителей и учителей» прошла форсайт-сессия «Тенденции развития образования глазами учителей и родителей».
В мероприятии приняли участие родители и учителя Сахалинской области. Модераторами выступили эксперты Института проблем образовательной политики «Эврика»: директор Алла Антонова и её заместители Ольга Устюгова и Ольга Логачева, – а также кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой социальной работы, психологии и педагогики высшего образования факультета управления и психологии Кубанского государственного университета Лада Чепелева и старший преподаватель кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования факультета управления и психологии КубГУ Денис Баутин.

С приветственным словом выступил Александр Адамский, кандидат педагогических наук, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», доцент Московского городского педагогического университета: «Ситуация развития самостояния, самореализации ребёнка заключается в том, что изменения в мире происходят стремительно. И вот эта стремительность влияет на то, какие компетентности мы должны сформировать у детей, чтобы через 7–10 лет максимум они смогли себя реализовать полностью».
По мнению эксперта, проблема заключается в расхождении интересов трёх разных сторон: ребёнка, родителей и учителей.
«Ребёнок видит мир по-своему, родители видят мир по-своему. У учителей есть задача сформировать мировоззрение в соответствии с тем, как этого требует система. Такого расхождения не было ещё 50 лет назад», – подчеркнул Александр Адамский.
Поэтому миссия образовательного сообщества, по его мнению, состоит в поиске диалога, цель которого не только переубедить друг друга, но и пойти навстречу и сформировать именно общее убеждение, а не сделать так, чтобы чье-то одно мнение победило.

Ведущая мероприятия, главный редактор газеты «Вести образования» и преподаватель МГПУ Татьяна Волошко вспомнила строки из стихотворения А.С. Пушкина: «Здравствуй, племя младое, незнакомое». По её словам, их всё чаще обращают к детям, которые приходят в современную школу. Родители и учителя, большинство из которых родились в 20 веке, воспитывают и учат детей 21-го, сталкиваясь с вызовами современности.
«Современные дети в новых формах хотят всего того же, что когда-то хотели их родители, бабушки и дедушки: нормального детства, радости, счастья, любви, благополучия, защиты, принятия, понимания, доверия, уважения, веры в себя... И иногда не хотят взрослеть в силу отсутствия образа будущего», – уверена Татьяна Волошко.
«Доверительные отношения учителей, родителей и детей, конечно, не обещают полного отсутствия проблем, но этот альянс точно поспособствует более счастливому проживанию детства, отрочества, юношества и вхождению во взрослую жизнь – в это самое будущее – со всей готовностью взять за неё ответственность», – убеждена она.
Эксперт и соведущий мероприятия Денис Баутин предложил участникам посмотреть на происходящее в образовании глазами родителей, педагогов и, конечно, детей, чтобы выявить проблемы и разработать предложения по улучшению образовательного процесса, повышению качества обучения и воспитания, а также укреплению связи семьи и школы.
В заключение форсайт-сессии была составлена резолюция.

Работа проходила в группах. Педагоги примерили на себя роли всех участников образовательных отношений (учитель, родитель, ребёнок) и попробовали поразмышлять из разных позиций на самые актуальные темы, выявленные ранее в ходе опроса.
В финале от каждой группы прозвучали предложения, которые были внесены в резолюцию. Вот некоторые из них:
- проведение семинаров, в которых принимают участие учителя, родители и дети;
- выполнение своих обязанностей всеми участниками образовательных отношений;
- сокращение количества детей в классе;
- обеспечение юридической защитой учителей;
- уменьшение нагрузки учеников;
- отсутствие вторых смен в школах;
- увеличение тьюторов в школе, в том числе для учителей;
- техническое оснащение школ современным оборудованием;
- построение взаимоотношений учителей и родителей (уважение, доверие, корректность);
- повышение оплаты труда учителям за одну ставку без дополнительной нагрузки;
- наличие свободного от работы времени у учителей;
- обучение педагогов новым технологиям;
- баланс позиций: не только учитель должен знать свои обязанности, но и родитель;
- обучение (курсы повышения квалификации) не только учителей, но и родителей;
- уменьшение количества учеников в классах.
- освоение новых (современных) способов работы с детьми.
Напомним: проект «Навигатор: Учителя и Родители» направлен на создание активного и вовлечённого сообщества единомышленников (учителей и родителей), построение продуктивного диалога с целью проведения экспертизы изменений в системе образования, оценки качества образования, выявления проблем в образовательных системах разных уровней для последующей разработки стратегий развития образования.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.










