Хороших книг о воспитании детей и родительстве написано немало. Ко многим из них мы обращаемся вновь и вновь, потому что они не просто не устаревают, а с каждым годом становятся всё более ко времени. Но приятно открывать для себя и новые книги, мыслями из которых хочется поделиться с другими. Одна из таких – книга историка, педагога и писателя Дмитрия Морозова «Разбить стёкла теплицы. Техника педагогической безопасности. Словарь для родителей». Делимся цитатами автора, возможно, вас заинтересует и вся книга.
- Воспитание и образование – самые консервативные области человеческой жизни, так как их образы передаются на уровне обыденных привычек.
- Какими бы искренними и сердечными ни были ваши отношения с ребёнком, ваша любовь всегда будет подвергаться испытаниям. Лучше признать это сразу, чтобы не тратить время и энергию на лишние сомнения, а искать собственные способы справиться с испытаниями.
- В детях тонко взаимодействуют два противоположных начала – безудержная тяга к расширению границ и осторожность, если не сказать консерватизм. Диалектика!
- Физическая боль – это, как правило, ничто против боли душевной, боли от непонимания или обиды. Зачастую разумнее всего внимательно ждать того момента, когда ребёнок сам налетит на стену, и тогда помочь ему с осознанием происшедшего!
- Чем ближе люди, тем больше причин для взаимной критической оценки, для сопротивления, неприятия, обид. Чем больше узнаёшь другого, тем больше убеждаешься, что он не прав! И никакие разговоры или применение каких-то правил общения не помогают. И так будет продолжаться, пока мы не признаем, что неприятие и сопротивление – это универсальная программа, которая работает внутри взаимоотношений. Мы все несовершенны! И мы не можем никого заставить быть совершенным.
- Счастье – это состояние, а не реакция на раздражитель, поэтому оно никогда не лежит на поверхности нашего сознания. Жить сильно, чувствовать глубоко.
- Научитесь смотреть на ребёнка из состояния интенсивного восприятия, не связанного с оценками и ожиданиями. То есть смотрите на ребёнка здесь и сейчас, без подключения файлов памяти с родительскими программами.
- Самое качественное воздействие на ребёнка оказывает не методика воспитания, а личность любимого родителя или учителя, заслужившего доверие. (И надо помнить, что здесь не одна, а две составляющие: личность и доверие).
- «Правильных рецептов воспитания» для родителей не существует; но есть общая задача – обучить родителей проживать реальность со своими детьми, помогая тем самым с выбором жизненных ценностей.
- Нельзя превращать себя в защитную подушку между ребёнком и реальностью. Это дурная забота. Но у растущей личности свои внутренние планы на обретение опыта, и вмешиваться надо аккуратно.
- Взрослый чем старше, тем больше тяготится неожиданностями, всё больше стремится к покою и предсказуемости мира. А ребёнок каждый день новый, пластичный. Развёртывающаяся в нём программа развития заставляет его начинать каждый новый день с проверки на прочность старых запретов в поиске новых путей и способов решения старых задач.
- Эпоха стабильности и социальных гарантий кончилась, так, по сути, и не начавшись. Надо признать, что мир может раздавить того, кто плохо ориентируется в реальности. [...] Дети от рождения воспринимают мир не так, как взрослые. Интуиция у них вообще работает лучше. Некоторые философы и биологи предполагают, что человек каменного века мог воспринимать мир непосредственно, так как его сознание было растворено в окружающем, предупреждая обо всех изменениях и опасностях. Теперь это генетически сохранённое качество проявляется в детях на тех стадиях развития, пока не проснулся разум и не взял на себя управление. Что если мы не дадим этой способности к интуитивному познанию мира заглохнуть?













