Правительство планирует внедрить новую систему оплаты труда во все образовательные организации с 2027 года. Об этом сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко на правительственном часе в Госдуме.
Ранее глава Минтруда России Антон Котяков сообщал ТАСС, что пилотный проект по справедливой системе оплаты труда бюджетников в регионах, который запустят в 2025 году, охватит пять сфер: здравоохранение, культуру, соцобслуживание, высшее образование; также участие в нем примут педагоги дошкольных учреждений, школ и колледжей. Для каждой из сфер подберут по три региона. Замминистра просвещения РФ Ирина Шварцман сообщала, что Владимирская и Сахалинская области, а также Удмуртия вошли в пилотный проект по новой системе оплаты труда педагогов.
Кроме того, планируется сократить до 10% количество контрольных работ с целью уменьшения нагрузки на детей и учителей. Об этих и других нововведениях мы говорим с учителем, членом Совета Межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволодом Луховицким.
О результатах прошедшего эксперимента ничего не известно
– Складывается впечатление, что тема новой системы оплаты труда педагогов с завидной регулярностью повторяется из года в год. Стоит напомнить, что совсем недавно, в 2021–2023 годах, в пяти регионах – Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и Республике Мордовия – прошел пилотный проект, в котором приняли участие педагоги государственных и муниципальных общеобразовательных, дошкольных и профессиональных образовательных организаций, а также системы дополнительного образования. Цель проекта – установить единые требования к системам оплаты труда учителей в разных регионах и сделать всю систему более прозрачной. Предполагалось, что должностные оклады, а также порядок и размер компенсационных и стимулирующих выплат будет утверждать Правительство. Сейчас ставятся аналогичные задачи, это означает, что предыдущий проект не удался?
– Результаты прошедшего проекта не обнародованы, о них не знают даже в самих пилотных регионах, о чем нам заявили учителя из Нижегородской области – региона-участника эксперимента. Осуществить идею справедливой системы оплаты труда реально только при условии выделения субвенций на эти цели из федерального бюджета. Теоретически это возможно, но практически маловероятно. Цель правительства – устранить/выровнять межрегиональную дифференциацию в оплате труда педагогов – в нынешних условиях осуществить не получится. Для этого надо менять Закон «Об образовании в РФ», чтобы ввести финансирование общего образования из федерального бюджета. Но это очень туманная перспектива.
В некоторых регионах уже вводят свои варианты оплаты труда педагогов, заявляя, что это будет справедливая система. Сейчас, например, реформировать систему оплаты труда начали в Москве, действовать она начнет с сентября 2025 года.
Предполагается увеличить зарплату преподавателям естественно-научных дисциплин, которые будут получать примерно в полтора раза больше учителей истории, литературы и других гуманитарных дисциплин. Кроме того, зарплата будет зависеть от ученико-часа, что спровоцирует организацию больших классов, где применение индивидуального подхода крайне затруднено. Таким образом, новая система оплаты усугубит неравенство среди учителей в зависимости от тех предметов, которые они ведут, и от наполняемости классов, в которых они работают. Справедлив ли такой подход – вопрос риторический.
Объем учительской нагрузки «верхним пределом не ограничивается»
– Министерство просвещения предлагает сократить объем нагрузки учителей в текущем 2024/2025 учебном году до 1,44 ставки (25,99 часов в неделю). Это примерно 5–6 уроков в день. Как обстоят дела с учительской нагрузкой на сегодняшний день, и верите ли Вы в реализацию этой инициативы?
– Приказ Министерства просвещения от 9 октября 2024 года № 704, на который ссылаются СМИ, на самом деле не имеет отношения к нагрузке педагогов, а касается некоторых изменений в федеральных образовательных программах начального, основного и среднего общего образования. В документах, призванных нормировать учительскую нагрузку – это приказы Минобрнауки №1601 (действует с 2014 года) и №536 (утвержден в 2016 году) – есть нормы, позволяющие директору школы принуждать педагога к неоплачиваемой работе и к работе свыше ставки. В декабре 2024 года Министерство просвещения внесло поправки в эти правовые акты, но, к сожалению, указанные нормы остались неизменными и в новых версиях. Правда, они все еще не зарегистрированы в Министерстве юстиции.Но если их утвердят, то руководство школы по-прежнему сможет самостоятельно определять нагрузку сотрудников: в начале учебного года ее объем, как отмечается в документах, «устанавливается локальным нормативным актом организации и верхним пределом не ограничивается». Именно такая нагрузка будет закреплена в трудовом договоре. То есть педагоги оказываются единственными работниками, для которых в юридическом поле не существует понятия «сверхурочная работа» (трудовая деятельность свыше нормативной ставки часов), зато на практике такое встречается сплошь и рядом. Предложения профсоюза «Учитель», направленные в Минпрос и Минздрав, не были приняты во внимание представителями ведомств.
Так что заявления министра просвещения Сергея Кравцова о сокращении учительской нагрузки – это, скорее всего, попытка успокоить педагогов, не более того.
Учительская нагрузка – от Камчатки до Калининграда
– Как обстоят дела с учительской нагрузкой на самом деле?
– 1 мая на сайте «Учитель» были опубликованы данные мониторинга, подготовленные экспертами этой организации. Выяснилось, что в 30 субъектах РФ учителя работают на 1,7 ставки и больше. Рекордсменом оказалась Республика Удмуртия, где средняя ставка составляет 2,03. Проще всего педагогам работается в Республике Ингушетия, Мордовии и Москве (1,23–1,31 ставки). Подробные сведения опубликованы здесь. И до тех пор, пока не изменится порядок оплаты педагогического труда и не будет решена проблема дефицита учительских кадров, о снижении учительской нагрузки говорить преждевременно. Потому что работать на маленькой ставке педагогам невыгодно, да и выхода у них нет: если они не «наберут часов», то кто закроет пустующие вакансии?
– Как Вы относитесь к идее сократить до 10% от учебного времени количество контрольных работ? Позволит ли это уменьшить нагрузку на детей и учителей?
– Это, по-моему, выдуманная проблема и чисто популистская мера, чтобы показать заботу начальства о детях. Количество контрольных работ определяется программами и никак не может быть больше 10%. Например, я по праву провожу всего 2 контрольных работы в год, это 6% от всех уроков. По русскому языку – 4 контрольных (3%).
Другое дело, всевозможные мониторинги, ВПР и тому подобные проверочные работы, которые сваливаются на школы очень часто, занимают наши уроки и ничего не дают ни детям, ни учителям в содержательном плане. Это формально не контрольные работы, за них не обязаны выставлять оценки, но, к сожалению, по ним оценивают работу школы, поэтому все переживают и даже тратят уроки на специальную подготовку к диагностикам. Вот их надо было бы резко сократить или вообще отменить.