Навигатор для родителей и учителей // Интервью

Марьяна Безруких: «Родители должны быть образцом для подражания во всех форматах использования гаджетов»


Марьяна Безруких: «Родители должны быть образцом для подражания во всех форматах использования гаджетов»
Фото: ru.freepik.com

Современные дети рождаются в цифровом мире и очень рано приобщаются к гаджетам, компьютерным играм. Насколько опасно погружение детей в виртуальные миры? Есть ли польза от применения информационных технологий в повседневной жизни ребенка? В своем интервью «Вестям образования» академик РАО, известный детский физиолог Марьяна Безруких развенчивает мифы о цифровой дебильности, рассказывает о пользе и рисках компьютерных игр и отвечает на те вопросы, которые больше всего волнуют родителей современных детей.

Какие опасения оправданы, а какие не имеют научных подтверждений

– Сегодня много говорят об отрицательном влиянии на развитие мозга ребенка новых технологий, различных гаджетов, пишут о цифровой дебильности, клиповом мышлении, нарушениях психики. Это действительно так?

– Цифровая среда, разные виды деятельности с использованием гаджетов– значительная часть опыта деятельности и жизни современных детей, и под влиянием этого опыта идет развитие мозга. Причем начинается использование гаджетов очень рано. Большое популяционное исследование жизни и развития дошкольников, проведенное в Институте возрастной физиологии РАО в 2019–2022 годах, показало резкий рост сверхраннего использования электронных устройств: если в 2019 году 30% трехлетних детей использовали гаджеты, то в 2022 году их стало 90%. Фактически все дети, за редким исключением, уже в три года активно применяют телефоны, планшеты и другие устройства.

– С какого возраста и в каких целях имеет смысл разрешить ребенку использовать гаджеты?

– Есть много исследований, которые показывают негативное влияние сверхраннего (до 2 лет) и неконтролируемого (по времени и контенту) использования смартфонов и планшетов на общее когнитивное развитие и, прежде всего, на развитие речи, мозга, на психическое и физическое здоровье. Именно поэтому разработаны рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в соответствии с которыми применение гаджетов стоит исключить до 2 лет, а с более старшего возраста регламентировать и ограничивать время и строго отбирать контент, соответствующий возрасту.

Например, начиная с 4–5 лет, лучше использовать планшет, а не телефон (это менее напряженный вариант для зрения), различные развивающие игры, творческие задания, фильмы, видео, музыку -– все, что по содержанию соответствует возрасту, ограничивая непрерывное экранное время от 15–20 до 30 минут в дошкольном возрасте и от 30 минут до 1 часа в младшем школьном возрасте. Не стоит оставлять малышей надолго с гаджетом без взрослых, полезно обсуждать то, что ребенок делал, смотрел, слушал. Гаджет не должен быть заменой общения с родителями и сверстниками и не должен становиться наградой за хорошее поведение, выполнение каких-то заданий и другие «заслуги».

Если с самого начала придерживаться этих простых правил, не придется в 8–9 лет бороться с истериками и требованиями разрешить неограниченное время «погружения» в гаджет.

Еще раз повторю: негативные последствия для развития мозга, когнитивного, эмоционального, социального развития и здоровья отмечаются только в случае сверхраннего, неконтролируемого использования Интернета, прежде всего, жестокого контента. «Страшилки» в виде цифровой дебильности и нарушения мышления не имеют научных подтверждений.

Игра: диагноз или способ развития мозга?

– Чем опасна игровая зависимость?

– «Игровая зависимость» (в медицинском классификаторе болезней МКБ-11– «игровое расстройство»), которая может возникнуть при раннем и неконтролируемом использовании гаджетов – это психиатрический диагноз, влекущий серьезные отклонения и в развитии, и в состоянии здоровья.

Есть несколько признаков, которые характеризуют игровое расстройство:
  1. Резкая негативная реакция на любые ограничения, на запрет игры;
  2. Противостояние, агрессия при прерывании игры;
  3. Отрицание зависимости;
  4. Неконтролируемое время;
  5. Незаинтересованность, отказ от других видов деятельности;
  6. Желание играть тайно и поиск любых вариантов для игры;
  7. Потеря интереса ко всему, кроме игры;
  8. Беспокойство, раздражение и нетерпение перед игрой;
  9. Игра до истощения, до агрессии;
  10. Нарушение пищевых привычек, сна;
  11. Депрессия (игра не снимает напряжения).

– О вреде компьютерных игр не говорит только ленивый. Но могут ли они быть полезными?

– Вы правы, о компьютерных играх много легенд и мифов. По данным исследования лаборатории Касперского в компьютерные игры играют 62% детей от 3 до 6 лет, 80% детей 7–10 лет, 79% детей 11–14 лет и 72% детей 15–18 лет. При этом более половины родителей не знают, какими играми увлекаются их дети. Важно понимать, почему компьютерные игры так привлекательны, и эти причины известны:

  • Уход от реальности (отвлечение от проблем);
  • Быстрое достижение результата;
  • Реальный успех (положительное подкрепление);
  • Эмоциональный драйв, позитивные эмоции;
  • Возможность самостоятельно принимать решения;
  • Возможность без последствий исправить ошибку;
  • Отсутствие серьезной ответственности за происходящее;
  • Расширение (изменение) границ повседневности, что позволяет играть «свою» роль;
  • Кроме того, доказано, что для детей, неуспешных в школе, растущих без должного внимания родителей или наоборот в условиях перегрузки, давления и жесткого контроля, компьютерные игры быстрее становятся необходимым вариантом развлечения и отвлечения. При рациональном использовании игр и адекватном контенте наблюдается позитивное влияние на развитие мозга и познавательной деятельности: улучшение навыков решения проблем, гибкости мышления, припоминания фактов и навыков.

Есть данные, что видеоигры стимулируют структурную пластичность мозга у подростков.

– Сейчас активно развивается киберспорт – командное или индивидуальное соревнование на основе компьютерных игр. Направляет ли этот вид деятельности энергию подростков и молодых людей в правильное русло?

– Действительно, есть так называемые профессиональные геймеры, и есть исследования особенностей функционирования мозга у этих людей в сравнении с теми, кто страдает компьютерной зависимостью. Интенсивное, но разумное использование видеоигр у профессиональных геймеров приводит к структурным и функциональным изменениям в различных областях мозга, улучшающих когнитивные функции (внимание, сенсомоторные навыки, когнитивный контроль), в то время как у людей с игровой зависимостью– отмечаются структурные и функциональные изменения мозга, приводящие к нарушению когнитивного контроля и повышенной тяге к играм.

Особо следует сказать о категории жестоких игр, которые в любом формате использования создают стресс, что негативно сказывается и на психологическом состоянии, и на развитии мозга.

Соцсети: преимущества и риски

– Коммуникации в соцсетях способствуют навыкам живого общения или наоборот препятствуют их формированию?

– Общение в соцсетях – мы часто называем виртуальным, «не живым», но при определенных условиях оно может создавать эффект приятного, полезного и необходимого взаимодействия. Начиная с дошкольного возраста, дети общаются в соцсетях (от 10% в 3–6 лет до 87% в 15–18 лет). Соцсети рассматриваются учеными как вариант раннего социального опыта. Есть исследования, которые выделяют и позитивное, и негативное влияние соцсетей.

Позитивное:
  • Помогает преодолевать расстояния, формирует коммуникативные навыки. Связи с родственниками, друзьями, сверстниками обеспечивают критически важные ресурсы общения, информации, поддержки, утешения, слушания и помощи;
  • Дает большой аспект образовательных ресурсов;
  • Возможность творческого развития и хобби;
  • Учит взаимодействию, игре по правилам, принятию решений (групповые игры и развлечения);
  • Формирует технологические навыки.
Негативное:
  • Источник кибербуллинга, отвержения, разочарования, потерь;
  • Опасность использования жестокого контента, привлечения в асоциальные группы;
  • Возможность дезинформации и вредоносного контента;
  • Угроза сексуального насилия и рискованного поведения;
  • Риски утечки конфиденциальной информации;
  • Таргетированная реклама, покупки без разрешения.

Как Вы относитесь к запрету использовать телефоны на уроках?

– Использование телефона в учебных целях на уроках не рекомендуется СанПиНами, для этого необходим компьютер или планшет, поэтому вариант, когда телефон во время урока остается на специальном хранении, кажется мне вполне логичным.

Какие рекомендации Вы бы дали родителям по использованию гаджетов детьми?

Исключить использование экрана до 2 лет.

  • От 2 до 5 лет: ограничение времени просмотра и использования без взрослых, ограничение времени просмотра или игры до 1 часа в день, непрерывно – не более 15–20 минут. Выбор адекватного развивающего контента, контроль восприятия и понимания, наблюдение за реакцией ребенка;
  • 6 лет и старше: постоянные, не нарушаемые ограничения на время и типы медиа. Экранное время не должно влиять на сон, физические упражнения, прогулки на воздухе или другие занятия, наблюдение за реакцией ребенка. Исключение жестокого контента;
  • Быть в курсе того, какие соцсети и как использует ваш ребенок, знать его предпочтения;
  • Учить ответственному поведению (блокировать, не нажимать всплывающие окна, не принимать заявки от незнакомых людей);
  • Обсуждать контент, контакты и поведение в сети;
  • Быть личным примером и образцом для подражания во всех форматах использования гаджетов.

Институт «Эврика» при поддержке Фонда президентских грантов разрабатывает платформу «Навигатор для родителей и учителей», где публикуются тексты педагогов, психологов и других экспертов образования, а также видеозаписи лекций и презентации к ним.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube