Современные дети рождаются в цифровом мире и очень рано приобщаются к гаджетам, компьютерным играм. Насколько опасно погружение детей в виртуальные миры? Есть ли польза от применения информационных технологий в повседневной жизни ребенка? В своем интервью «Вестям образования» академик РАО, известный детский физиолог Марьяна Безруких развенчивает мифы о цифровой дебильности, рассказывает о пользе и рисках компьютерных игр и отвечает на те вопросы, которые больше всего волнуют родителей современных детей.
Какие опасения оправданы, а какие не имеют научных подтверждений
– Сегодня много говорят об отрицательном влиянии на развитие мозга ребенка новых технологий, различных гаджетов, пишут о цифровой дебильности, клиповом мышлении, нарушениях психики. Это действительно так?
– Цифровая среда, разные виды деятельности с использованием гаджетов– значительная часть опыта деятельности и жизни современных детей, и под влиянием этого опыта идет развитие мозга. Причем начинается использование гаджетов очень рано. Большое популяционное исследование жизни и развития дошкольников, проведенное в Институте возрастной физиологии РАО в 2019–2022 годах, показало резкий рост сверхраннего использования электронных устройств: если в 2019 году 30% трехлетних детей использовали гаджеты, то в 2022 году их стало 90%. Фактически все дети, за редким исключением, уже в три года активно применяют телефоны, планшеты и другие устройства.
– С какого возраста и в каких целях имеет смысл разрешить ребенку использовать гаджеты?
– Есть много исследований, которые показывают негативное влияние сверхраннего (до 2 лет) и неконтролируемого (по времени и контенту) использования смартфонов и планшетов на общее когнитивное развитие и, прежде всего, на развитие речи, мозга, на психическое и физическое здоровье. Именно поэтому разработаны рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в соответствии с которыми применение гаджетов стоит исключить до 2 лет, а с более старшего возраста регламентировать и ограничивать время и строго отбирать контент, соответствующий возрасту.
Например, начиная с 4–5 лет, лучше использовать планшет, а не телефон (это менее напряженный вариант для зрения), различные развивающие игры, творческие задания, фильмы, видео, музыку -– все, что по содержанию соответствует возрасту, ограничивая непрерывное экранное время от 15–20 до 30 минут в дошкольном возрасте и от 30 минут до 1 часа в младшем школьном возрасте. Не стоит оставлять малышей надолго с гаджетом без взрослых, полезно обсуждать то, что ребенок делал, смотрел, слушал. Гаджет не должен быть заменой общения с родителями и сверстниками и не должен становиться наградой за хорошее поведение, выполнение каких-то заданий и другие «заслуги».
Если с самого начала придерживаться этих простых правил, не придется в 8–9 лет бороться с истериками и требованиями разрешить неограниченное время «погружения» в гаджет.
Еще раз повторю: негативные последствия для развития мозга, когнитивного, эмоционального, социального развития и здоровья отмечаются только в случае сверхраннего, неконтролируемого использования Интернета, прежде всего, жестокого контента. «Страшилки» в виде цифровой дебильности и нарушения мышления не имеют научных подтверждений.
Игра: диагноз или способ развития мозга?
– Чем опасна игровая зависимость?
– «Игровая зависимость» (в медицинском классификаторе болезней МКБ-11– «игровое расстройство»), которая может возникнуть при раннем и неконтролируемом использовании гаджетов – это психиатрический диагноз, влекущий серьезные отклонения и в развитии, и в состоянии здоровья.
Есть несколько признаков, которые характеризуют игровое расстройство:
- Резкая негативная реакция на любые ограничения, на запрет игры;
- Противостояние, агрессия при прерывании игры;
- Отрицание зависимости;
- Неконтролируемое время;
- Незаинтересованность, отказ от других видов деятельности;
- Желание играть тайно и поиск любых вариантов для игры;
- Потеря интереса ко всему, кроме игры;
- Беспокойство, раздражение и нетерпение перед игрой;
- Игра до истощения, до агрессии;
- Нарушение пищевых привычек, сна;
- Депрессия (игра не снимает напряжения).
– О вреде компьютерных игр не говорит только ленивый. Но могут ли они быть полезными?
– Вы правы, о компьютерных играх много легенд и мифов. По данным исследования лаборатории Касперского в компьютерные игры играют 62% детей от 3 до 6 лет, 80% детей 7–10 лет, 79% детей 11–14 лет и 72% детей 15–18 лет. При этом более половины родителей не знают, какими играми увлекаются их дети. Важно понимать, почему компьютерные игры так привлекательны, и эти причины известны:
- Уход от реальности (отвлечение от проблем);
- Быстрое достижение результата;
- Реальный успех (положительное подкрепление);
- Эмоциональный драйв, позитивные эмоции;
- Возможность самостоятельно принимать решения;
- Возможность без последствий исправить ошибку;
- Отсутствие серьезной ответственности за происходящее;
- Расширение (изменение) границ повседневности, что позволяет играть «свою» роль;
- Кроме того, доказано, что для детей, неуспешных в школе, растущих без должного внимания родителей или наоборот в условиях перегрузки, давления и жесткого контроля, компьютерные игры быстрее становятся необходимым вариантом развлечения и отвлечения. При рациональном использовании игр и адекватном контенте наблюдается позитивное влияние на развитие мозга и познавательной деятельности: улучшение навыков решения проблем, гибкости мышления, припоминания фактов и навыков.
Есть данные, что видеоигры стимулируют структурную пластичность мозга у подростков.
– Сейчас активно развивается киберспорт – командное или индивидуальное соревнование на основе компьютерных игр. Направляет ли этот вид деятельности энергию подростков и молодых людей в правильное русло?
– Действительно, есть так называемые профессиональные геймеры, и есть исследования особенностей функционирования мозга у этих людей в сравнении с теми, кто страдает компьютерной зависимостью. Интенсивное, но разумное использование видеоигр у профессиональных геймеров приводит к структурным и функциональным изменениям в различных областях мозга, улучшающих когнитивные функции (внимание, сенсомоторные навыки, когнитивный контроль), в то время как у людей с игровой зависимостью– отмечаются структурные и функциональные изменения мозга, приводящие к нарушению когнитивного контроля и повышенной тяге к играм.
Особо следует сказать о категории жестоких игр, которые в любом формате использования создают стресс, что негативно сказывается и на психологическом состоянии, и на развитии мозга.
Соцсети: преимущества и риски
– Коммуникации в соцсетях способствуют навыкам живого общения или наоборот препятствуют их формированию?
– Общение в соцсетях – мы часто называем виртуальным, «не живым», но при определенных условиях оно может создавать эффект приятного, полезного и необходимого взаимодействия. Начиная с дошкольного возраста, дети общаются в соцсетях (от 10% в 3–6 лет до 87% в 15–18 лет). Соцсети рассматриваются учеными как вариант раннего социального опыта. Есть исследования, которые выделяют и позитивное, и негативное влияние соцсетей.
Позитивное:
- Помогает преодолевать расстояния, формирует коммуникативные навыки. Связи с родственниками, друзьями, сверстниками обеспечивают критически важные ресурсы общения, информации, поддержки, утешения, слушания и помощи;
- Дает большой аспект образовательных ресурсов;
- Возможность творческого развития и хобби;
- Учит взаимодействию, игре по правилам, принятию решений (групповые игры и развлечения);
- Формирует технологические навыки.
Негативное:
- Источник кибербуллинга, отвержения, разочарования, потерь;
- Опасность использования жестокого контента, привлечения в асоциальные группы;
- Возможность дезинформации и вредоносного контента;
- Угроза сексуального насилия и рискованного поведения;
- Риски утечки конфиденциальной информации;
- Таргетированная реклама, покупки без разрешения.
– Как Вы относитесь к запрету использовать телефоны на уроках?
– Использование телефона в учебных целях на уроках не рекомендуется СанПиНами, для этого необходим компьютер или планшет, поэтому вариант, когда телефон во время урока остается на специальном хранении, кажется мне вполне логичным.
– Какие рекомендации Вы бы дали родителям по использованию гаджетов детьми?
Исключить использование экрана до 2 лет.
- От 2 до 5 лет: ограничение времени просмотра и использования без взрослых, ограничение времени просмотра или игры до 1 часа в день, непрерывно – не более 15–20 минут. Выбор адекватного развивающего контента, контроль восприятия и понимания, наблюдение за реакцией ребенка;
- 6 лет и старше: постоянные, не нарушаемые ограничения на время и типы медиа. Экранное время не должно влиять на сон, физические упражнения, прогулки на воздухе или другие занятия, наблюдение за реакцией ребенка. Исключение жестокого контента;
- Быть в курсе того, какие соцсети и как использует ваш ребенок, знать его предпочтения;
- Учить ответственному поведению (блокировать, не нажимать всплывающие окна, не принимать заявки от незнакомых людей);
- Обсуждать контент, контакты и поведение в сети;
- Быть личным примером и образцом для подражания во всех форматах использования гаджетов.
Институт «Эврика» при поддержке Фонда президентских грантов разрабатывает платформу «Навигатор для родителей и учителей», где публикуются тексты педагогов, психологов и других экспертов образования, а также видеозаписи лекций и презентации к ним.