Здоровье // Интервью

Почему ребенку с РАС важно общаться со сверстниками, что должны знать об аутизме нейротипичные дети и как они могут помочь сотрудникам инклюзивной группы детского сада


Почему ребенку с РАС важно общаться со сверстниками, что должны знать об аутизме нейротипичные дети и как они могут помочь сотрудникам инклюзивной группы детского сада

Апрель – Всемирный месяц информирования об аутизме. Фонд «Обнажённые сердца»* запустил информационную кампанию «Аутизм: один из ста» для преодоления стигматизации людей с аутизмом и их близких, и повышения осведомленности общества. Эксперты фонда, детский невролог Святослав Довбня и клинический психолог Татьяна Морозова, рассказали газете «Вести образования» о взаимодействии аутичных детей с типично развивающимися сверстниками и о многом другом.

– Начнем с названия информационной кампании: почему один из ста?

– По данным Минздрава РФ (Письмо Минздрава № 15-3/10/1-2140 от 08.05.2013 г.) распространенность расстройств аутистического спектра в России составляет около 1% детской популяции, то есть аутизм диагностируется у 1 из 100 детей.

Этой статистики придерживается сейчас и Всемирная Организация Здравоохранения.

Необходимо отметить, что исследования частоты встречаемости РАС в некоторых других странах (например, в Южной Корее, Дании, Канаде, США, Великобритании и пр.) показывают более высокие данные. Так, в марте 2023 года Центр по контролю и профилактике заболеваний США опубликовал обновленную статистику: расстройство аутистического спектра регистрируется у 1 ребенка из 36 в (возрасте 8 лет), причем у мальчиков в среднем в 3,8 раза чаще, чем у девочек.

– Почему аутичным детям важно находиться среди типично развивающихся сверстников?

– Существует множество исследований о пользе инклюзивного образования для детей с нарушениями развития. Обучаясь рядом с нейротипичными сверстниками, они лучше осваивают навыки общения и игры и проявляют больше инициативы и мотивации. Кроме того, дети с нарушениями развития демонстрируют меньше нежелательного поведения, поскольку учатся вести себя социально приемлемым способом не только в рамках специальных программ, но и имеют возможность наблюдать за сверстниками и использовать новые навыки в повседневных ситуациях.

Исследования также показывают, что обучение в инклюзивном детском саду и школе имеют и отсроченный позитивный эффект – это позитивно влияет на шансы трудоустройства аутичного человека в будущем.

– А почему инклюзия важна для типично развивающихся детей?

– Педагоги и родители нейротипичных детей нередко высказывают опасение о том, что наличие в группе аутичного ребенка может тормозить образовательный процесс, а еще что нейротипичные дети будут копировать нежелательное поведение своих аутичных сверстников.

Однако, это не так.

Большинство исследований показывает, что инклюзия не меняет, а иногда даже улучшает академическую успеваемость нейротипичных детей, а также социальные навыки всех детей в группе. В образовательном процессе дети не только получают знания, но и учатся взаимодействовать с друг другом и с социумом.

Обучение бок о бок с ребенком, имеющим нарушения развития, для типично развивающихся детей полезно: у них снижается страх перед человеческими различиями, повышается уровень эмпатии, толерантности к другим людям, растет самооценка, уменьшается количество предрассудков, чаще завязывается крепкая дружба.

Кроме того, исследования показывают, что педагоги, которые умеют найти подход к ребенку с нарушениями развития, более внимательно и профессионально относятся и к нейротипичным детям.

Исследования показывают, что отношение типично развивающихся детей к своим сверстникам с нарушениями развития во многом зависит от того, как ведут себя их родители и педагоги. Работа с педагогическим коллективом и родителями играет важную роль в развитии инклюзивной модели образования. Администрация и сотрудники детского сада должны быть абсолютно открытыми и готовыми к обсуждению всех аспектов жизни коллектива и работы инклюзивных групп. Всех родителей детей, посещающих детский сад, следует заранее проинформировать об аутизме и его особенностях, важности и пользе инклюзии и о том, какие навыки могут приобрести их дети, когда учатся играть, дружить и общаться с детьми с РАС.

– С какими трудностями может столкнуться ребенок с РАС в инклюзивном детском саду?

– Начало обучения в детском саду может серьезным испытанием для любого ребенка. Это новая среда, новые требования, новые люди вокруг.

Если детский сад не готов принять ребенка, который выглядит или порой ведет себя необычно – то трудностей будет немало.

Возможно, у ребенка возникнут значительные трудности в адаптации, он или она не будет следовать указаниям взрослых, принимать участие в занятиях и играх. Могут возникать трудности в бытовых ситуациях – переодевание, прием пищи, гигиенические процедуры. Трудности могут возникнуть и у сотрудников детского сада, которые никогда не имели дела с детьми с нарушениями развития, и у детей, и у их родителей.

Однако причиной этих трудностей является не сам аутичный ребенок, а неподготовленное окружение.

Инклюзия не начинается автоматически – просто с приходом аутичного ребенка в детский сад или школу. И даже добавление новых ставок, и закупка новых специальных игрушек и пособий не решат задачу подготовки учреждения к инклюзии.

Все сотрудники детского сада нуждаются в серьезном обучении, которое требует и времени, и специальных знаний, и возможности для специалистов применять эти знания на практике.

– Как вовлечь аутичного ребенка в игру?

– Исследования, выявляющие какой тип вмешательства наиболее эффективен для вовлечения детей с РАС в игру на детской площадке, показали, что каждый раз, когда во вмешательстве участвовали сверстники, прошедшие специальное обучение, показатели вовлеченности аутичных детей были очень высокими.

Существуют специальные подходы и программы, которые помогают аутичным детям развивать игровые навыки и включаться в игру со сверстниками.

– Как нейротипичным детям рассказать о нарушениях развития?

– Детей лучше с самого раннего возраста информировать о различиях, которые делают нас уникальными. Понятно, что в зависимости от возраста детей придется использовать разные слова.

Обычно такие разговоры начинают с рассказа о том, что все люди разные – например, люди бывают высокие и не очень, светловолосые и с темными волосами, кто-то любит вставать пораньше, а кто-то попозже и т.д. Различия в функционировании мозга точно такие же. У всех нас мозг устроен по-разному, и у всех нас есть разные сильные стороны и трудности. Аутизм – это еще одно нарушение развития, при аутизме мозг несколько иначе воспринимает и обрабатывает информацию.

Предоставление детям более специальной информации об аутизме – это следующий шаг. В некоторых случаях проще говорить не об аутизме вообще, а о конкретном ребенке – что ему/ей нравится, почему иногда ведет себя или общается необычным образом, и как ему или ей можно помочь.Существуют также специальные пособия и методические материалы, где описывается, как лучше рассказывать о нарушениях развития детям разного возраста.

Часто бывает полезным диалог и обмен знаниями с родителями аутичного ребенка. Большинство родителей детей с РАС готовы делиться своим опытом, рассказывать об особенностях своих детей, о том, как конкретно они проявляются и что хорошо работает для их ребенка.

При этом далеко не все аутичные дети знают о своем диагнозе и особенностях, и задача специалистов – объяснить, насколько это важно. Исследования показывают, что понимание и принятие своих особенностей позитивно влияют на самооценку ребенка и способствуют развитию у него способности справляться в трудных ситуациях.

Не стоит избегать вопросов о том, почему аутичному ребенку требуются несколько иные условия обучения и виды поддержки, чем его типично развивающимся сверстниками (например, во время групповых занятий его/ее может сопровождать тьютор, будут дополнительные перерывы и индивидуальные занятия с преподавателем специально отведенном для этого месте). Важно, чтобы другие дети в группе не воспринимали такую помощь как привилегию и понимали, почему она необходима.

Какие стратегии могут помочь детям наладить взаимодействие с аутичным сверстником?

  • В разговоре с детьми с РАС лучше использовать простые короткие фразы – взрослые могут моделировать такую модель коммуникации;
  • Нейротипичным детям стоит знать о том, что их аутичным сверстникам иногда может требоваться больше времени для ответа на вопрос или совершение какого-либо действия (в игре, во время совместного занятия);
  • Рекомендуется вовлекать аутичных детей в игру, не дожидаясь, пока те сами проявят инициативу;
  • При выборе совместных игр, в которые можно вовлекать детей с аутизмом, стоит для начала выбирать короткие структурированные игры с понятными правилами, нравятся всем ребятам и при этом знакомы аутичным детям.

Для того чтобы вступить в коммуникацию ребенок с РАС может использовать карточки PECS или коммуникативную доску / программу на планшете. Воспитателям и тьюторам важно помнить о необходимости обучения всех партнеров по коммуникации. Нейротипичным детям нужно научиться действовать в ситуациях, когда дети с РАС обращаются к ним при помощи средств АДК. Обычно дети хорошо осваивают подобную информацию, если она дается в простой и доступной форме и у них есть возможность практики. Важно не забывать о позитивных подкреплениях – они помогут усилить мотивацию использования приобретенных навыков в будущем.


* Фонд «Обнажённые сердца» системно помогает людям с аутизмом и другими нарушениями развития и их близким, обучает специалистов эффективным программам помощи и содействует развитию инклюзии в образовании, трудоустройстве и досуге. За 20 лет работы помощь фонда получили более 30 000 человек. Поддержите работу фонда оформив ежемесячное пожертвование.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube