Образовательная платформа Учи.ру провела всероссийское исследование среди более 7,5 тысяч российских школьников, чтобы понять, как дети распоряжаются деньгами и каким видят свое предпринимательское будущее. По результатам опроса, подрастающее поколение видит потенциал в социально значимом бизнесе. Так, 36% младшеклассников хотят запустить кружки, где дети учат друг друга, а 24% старшеклассников – проекты, которые помогают людям достигать целей.
Предпринимательство как фокус сделать что-то полезное
Данные опроса показывают, что большинство школьников рассматривает предпринимательство как инструмент решения конкретных задач – от образовательных до общественных. Так, 36% учащихся начальной школы поделились, что хотят в будущем открыть кружок по интересам, в котором ученики учат друг друга решать задачи, рисовать, играть в футбол. 23% хотят организовать школьный магазин с товарами для учёбы, а 20% – разработать приложение для помощи с домашними заданиями. Ещё 11% предложили создать онлайн-библиотеку с книгами и образовательным контентом.
Старшие школьники формулируют бизнес-задачи более масштабно. 24% хотели бы помогать людям достигать целей, столько же – создавать продукты или сервисы, которые позволяют экономить. 23% рассматривают запуск проектов по улучшению городской среды – от транспорта до общественных пространств, а 18% – бизнес в сфере образования.
Среди более конкретных идей, предложенных школьниками, встречаются такие, как решение проблемы того, что люди слишком злые, создание колодцев в Африке, а также разработка искусственного интеллекта для реализации экологических инициатив.
«Современные школьники воспринимают предпринимательство не только как способ заработка, но и как возможность реализовать свои идеи, внести вклад в решение важных для общества задач. Уже в начальной школе дети начинают осознанно подходить к вопросам финансов и расширять свои знания. Этот интерес подтверждается результатами наших инициатив. Так, например, в недавно закончившейся олимпиаде по финансовой грамотности и предпринимательству приняли участие более 2,4 миллионов школьников. Это говорит о высоком запросе на практические знания и стремлении понимать, как работают деньги. Наша задача как образовательной платформы – дать школьникам доступ к инструментам, которые помогут развивать эти навыки и применять их в реальной жизни», – комментирует Дарья Островская, руководитель департамента олимпиад образовательной платформы Учи.ру.
Что важно для запуска своего дела: качества, навыки, предметы
Образ предпринимателя, представляемый школьниками, также меняется с возрастом. У младшеклассников в приоритете личностные качества: не бояться сложных задач (59%), видеть и развивать идеи (52%), уметь слышать других (46%), быть открытыми к новому (32%). Старшеклассники делают акцент на способности договариваться и принимать решения (56%), умении развивать идеи (55%) и справляться со сложностями (47%).
Что касается знаний, подростки выделяют конкретные школьные предметы, которые, по их мнению, формируют предпринимательское мышление. В топе – математика (46%), информатика (16%), обществознание и экономика (по 18%). Историю и литературу считают полезными 6% и 5% соответственно – в первую очередь для подготовки презентаций и анализа кейсов.
Карманные деньги и бюджет
Финансовое поведение зумеров и поколения альфа также говорит о высокой степени осознанности. Уже в младшей школе 53% детей заявляют, что умеют не только тратить, но и копить. Основные источники средств – регулярные суммы от родителей (27%) и подарки от близких (25%). Каждый пятый (20%) признается, что карманных денег у него нет, а 15% зарабатывают, помогая по дому или получая хорошие оценки.
Популярные направления расходов среди младшеклассников – хобби и увлечения (27%), сладости (25%), школьные принадлежности (22%) и развлечения (17%). В качестве целей накоплений дети называют покупку техники и гаджетов (37%), подарки близким (15%) и путешествия (15%).
Значимую роль в формировании финансовых привычек сыграли образовательные форматы. 57% младших школьников после участия в олимпиаде по финансовой грамотности и предпринимательству начали копить деньги. 54% научились разумно подходить к тратам, 49% – быть осторожными с подозрительными предложениями, 47% – планировать бюджет, а 45% – ставить финансовые цели и идти к ним.
Среди подростков 39% получают карманные деньги от родителей на регулярной основе, 23% копят с подарков, а 12% зарабатывают сами. Интересно, что у 20% подростков карманных денег нет вовсе. Популярные идеи накоплений – покупка телефона, планшета, приставки или другой техники (43%), подарки близким (17%), путешествия (8%), образование и курсы (7%), спортивное снаряжение (5%). Некоторые также указывают, что копят на более необычные цели, такие как частный дом, вороную лошадь, «чёрный день», встречу с любимой девушкой или на покупку собаки.