В декабре 2024 года Государственная Дума приняла закон о совершенствовании взаимодействия участников образовательного процесса. Документ запрещает пользоваться гаджетами во время уроков, за исключением экстренных случаев, связанных с угрозой жизни или здоровью.
Этот вопрос актуален для всех стран, и везде он решается по-разному.
Обсуждался он и на конференции «Подросток в мегаполисе-2025», в рамках которой состоялся семинар НИУ ВШЭ на тему: «Смартфоны в классе: мешают учиться или помогают?»
С основным докладом выступил доцент факультета экономики, Университета Джавахарлала Неру (Индия), ассоциированный сотрудник Института Южной Азии и Гарвардского университета (США) Прадип Чудхури. Он рассказал о масштабном исследовании, которое проводилось в 2023 году в течение семестра в 18 университетах Индии. Студентов разных факультетов разделили на две группы, в одной из которых ввели ограничения на использование смартфонов во время занятий, а в другой разрешили ими пользоваться. Ученые сравнили академические результаты и психологическое благополучие тех и других. Подведение итогов эксперимента продолжается, но общие выводы уже сформулированы.
Что показал эксперимент?
Прадип Чудхури, руководивший исследованием, рассказал о том, что подготовка к нему была сложной и длительной, а само проведение довольно затратным из-за охвата большого числа учащихся.Одна из главных трудностей заключалась в том, чтобы добиться согласия на участие в эксперименте: если преподаватели соглашались с удовольствием на запрет смартфонов во время занятий, то студенты далеко не всегда горели энтузиазмом отказаться от своих любимых гаджетов. Еще одна проблема для ученых состояла в контроле за исполнением эксперимента: по их собственному признанию, невозможно было проверить, насколько тщательно соблюдались правила по запрету девайсов. Действительно ли все учащиеся сдавали смартфоны в специальный ящик перед занятием или прятали их в карманах, и насколько внимательно преподаватели отслеживали возможности использования гаджетов на лекциях и семинарах. Очевидно, что в эксперименте не принимали участие студенты, обучающиеся по специальностям, связанным с информационными технологиями: в этом случае запрет на использование смартфонов был бы неуместным.
Но там, где это было возможно – на факультетах экономики, социологии, психологии, химии – ученые отметили положительные результаты и в плане академической успеваемости, и дисциплины, и улучшения концентрация внимания. А в некоторых институтах, как выяснилось, было даже запрещено использование компьютера на занятиях.
В каких-то случаях студентам разрешалось применять телефоны вне аудитории, на переменах, что позволяло им без особых сожалений оставлять их в специальных ячейках перед занятием. Несомненные преимущества эксперимента проявились именно на уровне бакалавриата, среди студентов первых курсов, недавно окончивших школу. Зато в другой группе, где учащиеся пользовались телефонами в аудиториях, многие, по рассказам профессоров, отвлекались на игры и социальные сети.
И все же, несмотря на такие позитивные выводы, Прадип Чудхури не предлагает запретить использование телефонов в школьных классах и вузовских аудиториях, поскольку многое здесь зависит от национального менталитета страны. Например, в Индии многие родители контролируют использование телефона своими детьми (студенты не исключение) в домашних условиях. В этих случаях учащимся сложно было смириться с запретом на применение гаджетов в аудиториях.
Вместо запретов – навык самоконтроля
Но, как известно, запретный плод всегда сладок, поэтому важно идти не столько по пути строгих мер, сколько стараться воспитывать осознанное отношение учащихся к самодисциплине.
И в этом случае важно даже поменять полицейский термин «запрет» на более деликатную формулировку – «умное применение гаджетов».
Эту позицию разделяет научный сотрудник Лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ Ирина Дворецкая. С одной стороны, она констатировала тот факт, что такие ограничения вводятся в разных странах мира, включая Россию, и аргументы в пользу этой меры основаны, как правило, на мнениях и пожеланиях педагогов и родителей.
С другой стороны, эта ситуация не так проста, как кажется на первый взгляд.
Например, масштабный мониторинг, проведенный специалистами Высшей школы экономики еще до пандемии ковид-19, показал, что не так много школ пошли по пути запретов. Был выбран альтернативный вариант – установление внутришкольных правил по осознанному применению гаджетов на уроках после обсуждения с учащимися этой темы.
Против тотальных ограничений выступают даже многие учителя, которые задаются вопросом, как мы можем обучать наших студентов, как готовить их к взрослой жизни, к выходу на рынок труда без применения мобильных в системе образования?
И есть еще один важный момент, на который обратила внимание Ирина Дворецкая – это так называемое цифровое неравенство, которое очевидным образом связано с социальной дифференциацией, создающей барьеры на пути к использованию информационных технологий. И мы хорошо помним, как обострилась эта проблема в период пандемии.
Существует и гигантский разрыв между массовым общим образованием и элитными вузами и школами.
Эти аспекты необходимо учитывать при введении подобных ограничений, считает Ирина Дворецкая, отмечая, что полный запрет на применение мобильных в образовательных организациях не так эффективен, как утверждают его сторонники, он не научит студентов и школьников правильно, «по-умному» использовать Интернет на уроках и в жизни, воспитывая способность управлять своим вниманием и концентрироваться на учебных, а в будущем – на рабочих задачах.
Кроме того, культура применения гаджетов, по мнению эксперта, формируется не только в школах, но и в семьях, во многих из которых родители пытаются контролировать экранное время ребенка, а сами при этом «зависают» в телефоне, забывая о том, что воспитание происходит на личном примере, а не на основе словесных установок.
Вывод из всего сказанного такой: нельзя все контролировать сверху вниз, необходимо взращивать низовую ответственность, то есть прививать учащимся навык самоконтроля.
Учитывать особенности каждой страны
По мнению Евгения Пучкова, аналитика Лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ, очень важно не экстраполировать результаты эксперимента в одной стране на все остальные. Например, если в индийском обществе контроль за временем использования гаджетов строгий, то в российском контексте это не так.
«Компьютеры однозначно очень нужны в аудиториях. Кроме того, многим студентам очень важно вести записи во время лекции. И это, скорее, облегчает и упрощает учебный процесс. Здесь даже нет, наверное, других каких-то вариантов», – подчеркнул Евгений Пучков.
Кстати, в разных странах – свои подходы к применению гаджетов в системе образования. Где-то вводятся тотальные запреты, где-то не разрешено использовать только телефоны, а на компьютеры такие правила не распространяются. Но, как отмечают специалисты, компьютеры с доступом в Интернет точно так же, как и телефоны, могут отвлекать студентов и школьников от учебы. Поэтому в XXI веке, когда без информационных технологий невозможно себе представить не только рабочие процессы, но и повседневную жизнь, правильнее не запрещать гаджеты в школьных классах и студенческих аудиториях, а идти по пути их осознанного применения.