Проект Стратегии развития образования в России до 2040 года вот уже около полугода готовит большая экспертная группа под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко. Уже в апреле ее окончательный вариант утвердит президент Владимир Путин, и на многие годы она станет основой для развития всей сферы образования. Панельная дискуссия, посвященная этой теме в рамках Международного московского салона образования (ММСО), как раз совпала с финальным аккордом написания этого документа. Участники дискуссии трудились над проектом Стратегии в самых важных подгруппах – по бесшовности и количественным показателям в образовании, по общему и высшему образованию, по СПО и ДПО. В январе результаты работы были успешно представлены на совещании под председательством министра Сергея Кравцова в Координационном центре Правительства РФ. На ММСО обсуждали слабые и сильные стороны проекта, его задачи и пути реализации. Прозвучали оптимистические и пессимистические оценки.
Бесшовность как лейтмотив Стратегии
Почему одной из важнейших по разработке Стратегии стала группа, занимавшаяся проблемой бесшовности? Как пояснил руководитель этой группы, член Общественной палаты России, директор парка России «Моя история» Иван Есин, цель экспертов заключалась в создании механизмов преодоления барьеров между разными уровнями образования. В центре внимания разработчиков – учителей, преподавателей вузов, представителей родительского сообщества, специалистов из разных регионов – были такие вопросы, как гармонизация программ, обеспечивающих преемственность и позволяющих детям совершать плавный переход из детского сада в школу, из школы в колледжи или университеты. Кроме того, рассматривалась и задача преодоления репетиторства, правда, Иван Есин не уточнил, какие способы для этого предлагаются, но сказал, что в каком-то виде это явление все равно останется.
Только объединение усилий обеспечит успех
Директор департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки Дмитрий Покровский считает тему бесшовности актуальной и в сфере молодежной политики, поскольку, по его словам, «те структуры и сообщества, которые выстраиваются в образовательных организациях на любом уровне, должны быть тоже синхронизированы», а воспитывающая среда школах, колледжах, вузах – единой.
«Организации, которые занимаются работой со студенческой аудиторией и в колледжах, и в вузах, совершенно точно должны объединяться и оказывать друг другу максимальную поддержку, чтобы вместе добиваться большего эффекта», – подчеркнул Дмитрий Покровский.
Пока же эти организации и структуры действуют разрозненно, и охват студентов, вовлеченных в их проекты и мероприятия (даже если речь идет о стройотрядах, объединяющих 400 тысяч бойцов) в общей сложности не превышает 25% от 4 миллионов учащихся вузов. Получается, что одни и те же активисты принимают участие в студенческом самоуправлении, в «Студенческой весне», в других конкурсах и соревнованиях, в волонтерском движении, а все остальные 75% как будто остаются не у дел. По мнению Дмитрия Покровского, необходимо внедрять в системы студенческого самоуправления такие практики, как, например, инициативное бюджетирование (участие граждан в обсуждении бюджетных решений на местном уровне), искать точки роста и фиксировать их в Стратегии.
«Ставка на субъектность позволит решить главную задачу – выпустить из стен учебного заведения не только профессионалов, но и людей с гражданской позицией. Нам нужны профессионалы, любящие свою страну и желающие работать на ее благо», – констатировал Дмитрий Покровский.
Цифровые технологии – в массы
По словам участников дискуссии, тема цифровых технологий так или иначе обсуждалась разработчиками всех групп.
«Цифра стремительно развивается, пронизывает все сферы образования, в том числе касается компетенций, которые мы ожидаем от специалистов будущего. Мы все сегодня прекрасно понимаем, что развитие мира и образовательных технологий невозможно без внедрения искусственного интеллекта, поэтому мы не вправе ставить заслон и говорить о том, что система образования – это та консервативная среда, где этого не будет», – подчеркнул в своем выступлении руководитель портала «Грамота.ру» Константин Деревянко. Он отметил, что, по данным исследований, 60% детей в возрасте 6–7 лет пользуются смартфонами, а в возрасте до 12 лет – 90%, и этот показатель буквально за несколько лет существенно вырос.
Сегодня уже есть идеи и наработки по созданию адаптивных систем, которые бы позволяли осуществлять мягкий мониторинг образовательной деятельности ребенка и в дальнейшем, основываясь на больших данных, выстраивать индивидуальную траекторию его развития, причем не только с учетом результатов олимпиад и других достижений, но и определенных психофизиологических особенностей.
Трудно не согласиться с директором по работе с государственным сектором «Алгоритмика» Станиславом Косаревым, что искусственный интеллект проникает в нашу жизнь, трансформируя многие сферы деятельности, в том числе профессиональные, но если говорить об использовании ИИ в повседневной работе, то число таких людей не превысит 5-7%, хотя уже существует огромное количество кейсов его применения. И здесь, по его мнению, на первый план выходит не только просветительская задача, но и тесная связь образовательных организаций с индустриальными партнерами и бизнесом, а в школе должны превалировать такие форматы обучения, как программирование через модели ранней профориентации, мастер-классы в онлайн и оффлайн-режимах.
«И тогда и вузы, и учреждения СПО получат уже заряженных абитуриентов, которые четко понимают, что они хотят делать», – убежден Станислав Косарев.
Детям в школе душно!
Но не все так оптимистично и радужно, как представляется некоторым экспертам.
По мнению генерального директора компании «Цифриум», основателя онлайн-школы «Фоксфорд» Алексея Половинкина, школа сегодня не выпускает «заряженных детей», не реализует персонализированные подходы и навряд ли в силу своей консервативности внедрит те адаптивные системы, о которых говорили эксперты.
На его взгляд, главные проблемы, которым следует уделить особое внимание – это неэффективность работы со школьниками и как результат – отсутствие мотивации у ребёнка к образовательному процессу.
«То есть, в начальной школе, до 4 класса, дети ещё хотят учиться, но когда они переходят в основную школу, то половина из них становится гуманитариями – просто потому, что они не поняли математику, которую им плохо объяснили в пятом классе. В девятом классе детям говорят, что надо готовиться к ЕГЭ, чтобы получить хороший результат. Все бегут к репетиторам либо на курсы. Кому-то запрещают сдавать ЕГЭ по тому или иному предмету, потому что он может средний балл уронить. То есть школа не справляется с задачей подготовки на следующую ступень, потому что все идут готовиться в другое место». – вот такую картину представил в своем выступлении Алексей Половинкин. По его словам, дети характеризуют школу как место, в котором «душно», то есть скучно и неинтересно учиться, поэтому важно их вовлечь в этот процесс, и тогда профориентация и другие образовательные инструменты обретут смысл.
«Ребенок – это самый главный участник образовательного процесса, и мы должны перевести все национальные цели на уровень конкретных практических решений, говорить с детьми разного возраста на понятном им языке, и делать учебу увлекательной, что позволит эффективно реализовывать нашу стратегию», – убежден Алексей Половинкин.
ДПО как фактор повышения благосостояния и залог развития страны
Что ж, критика суровая, но во многом справедливая. Правда, после школы, колледжа и вуза образование современного человека не заканчивается, сегодня все большее значение значение приобретает дополнительное профессиональное образование (ДПО), которое, по словам заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольги Петровой, «подхватывает дальше наших выпускников на протяжении всей жизни, и залог развития сильной страны – в постоянном обновлении своих знаний и умении быстро, правильно отвечать на вызовы времени».
Как отметил представитель экспертного совета Госдумы по непрерывному образованию, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов, за 10 лет охват населения дополнительным профессиональным образованием в России вырос почти в 2,5 раза. 10 лет назад этот показатель составлял 10%, а сейчас – 25%.
«Более того, дополнительное профессиональное образование решает проблему вашего дохода. Чем больше вы сможете создать, разработать и запустить таких программ, тем выше будет ваше благосостояние,» – убежден Илья Коршунов.
Директор ООО "Нетология" по работе с органами государственной власти, заместитель генерального директора, член Совета РАЦИО Валентина Куренкова посетовала на то, что в разработке Стратегии принимало участие очень мало технологических компаний, связанных с ДПО. «Нетология», которую она возглавляет – скорее, исключение из правила.
Одна из инициатив, которая была предложена в ходе разработки – своеобразный кодекс качества для участников этого рынка. Он призван разграничить добросовестные компании от так называемого «инфобизнеса», ведущего не всегда содержательную деятельность.
Она призвала все заинтересованные организации присоединиться к этому кодексу, «чтобы рынок ДПО развивался и был качественным».
Главные выводы
Участники обсуждения отмечали, что Стратегия – не просто декларативный документ, а полноценная дорожная карта, инструментарий с понятным KPI.
В завершении дискуссии эксперты поделились своими ожиданиями от результатов ее реализации на практике. Вот такие получились главные выводы:
– Смена парадигмы с оценивания результатов на формирование навыков и повышение мотивации детей, воспитание критического мышления и способов эффективной коммуникации. Цель – воспитать настоящего гражданина и профессионала в своем деле.
– Синхронизация усилий и ресурсов всех вовлеченных в образовательный процесс
– Главная цель Стратегии – в первую очередь мотивировать учителя, решать его проблемы, и тогда многое изменится к лучшему в образовании детей.
P.S. Согласно поручению вице-премьера Дмитрия Чернышенко, курирующего разработку Стратегии, она должна стать настоящим «народным» документом – учесть пожелания и критику широкого профессионального экспертного сообщества». Удастся ли осуществить эту задачу, покажет время.
Фотографии предоставлены пресс-службой ММСО