Семейное образование // Интервью

Алексей Семенычев: «Дайте ребенку право голоса, право выбора и возможность увидеть мир за пределами школы»


Алексей Семенычев: «Дайте ребенку право голоса, право выбора и возможность увидеть мир за пределами школы»
Алексей Семенычев и Александр Асмолов

4–5 октября в Москве прошла конференция «Школа без страха», организованная проектами «Альтернативное образование в России» и ТГ-каналом «Школа без страха». В интервью «Вестям образования» организатор мероприятия, основатель проекта «Альтернативное образование в России» Алексей Семенычев рассказал о преимуществах альтернативного образования, о его отличиях от государственного и связях с ним и о том, почему родителям стоит хорошо подумать, прежде чем переводить детей на семейное образование.

– В чем цель Вашей конференции?

– Основная цель – акцентировать внимание на ценностях и смыслах обучения. В этом – кардинальное отличие нашего мероприятия от тех, которые проводятся с целью обсуждения бизнес-вопросов, рекламы, маркетинга, финансов. Мы говорим про тьюторов, про психологию, про содержание образования.

– Что изменилось в альтернативном образовании за период с 2019 года по сей день? Появились ли какие-то новые тенденции? Например, по данным исследований, которые проводятся в МГПУ, за последние годы наметился резкий рост учащихся в системе альтернативного образования, и толчком послужила пандемия, во время которой произошло развитие дистанционного образования.

– Никогда на развитие той или иной тенденции не оказывает влияния только один фактор, это всегда сочетание таковых. На популярность альтернативного образования, как это не странно звучит, прежде всего повлияло государство, которое в той или иной степени заинтересовано в создании хорошего образования. Никакие новые технологии, никакой новый прорыв России не состоится без участия высокообразованных людей. А способы для проведения этой самой модернизации образования, в общем-то, везде одинаковые, только они продвигаются по-разному. Но когда мы говорим про хорошее образование, мы всегда имеем в виду вариативное образование, которое предполагает некую интеграцию с общими мировыми тенденциями. Они направлены на разные векторы, на развитие разных способностей, разных знаний, на пересечение различных педагогических практик, на формирование метапредметных навыков. Не случайно академик РАО Александр Асмолов, выступая на нашей конференции, предложил заменить термин «альтернативное» образование на вариативное.

Второй фактор, влияющий на альтернативное образование – это родители. Выросло поколение родителей, которые, имея представление о мировых трендах, хотят дать образование своим детям, сопоставимое с мировым.

И третий фактор – это школы. Надо понимать, что вырастает молодое поколение учителей, которые уже отошли от традиций советской педагогики, и у них есть желание объединиться со своими единомышленниками. А учителя в своей массе объединяются в школах, и в частных, и в государственных, и в разных других, составляя разновозрастные коллективы, сочетающие как консервативные, так и инновационные подходы. И возглавляет эти школы директор, совмещающий в своей деятельности разные идеи.

– Есть ли возможность реализовать себя педагогам в государственных школах, где образование основано на унификации программ, учебников и формализованных результатах?

Унификация в государственных школах внедряется всего два-три последних года. С точки зрения исторической, это невероятно мало. Давайте не будем сейчас прогнозировать, как это будет развиваться дальше. А если говорить о реальных проблемах, то я бы выделил социальное расслоение в системе образования. Наиболее обеспеченные слои населения отдают своих детей в частные школы. Это с одной стороны. С другой стороны, происходит обеднение массовых школ. У нас на конференции даже состоялась дискуссия на эту тему: многие говорили, что школы Москвы, Санкт-Петербург, Екатеринбурга не обеднеют. Согласен. Но особенность России, в отличие от европейских стран, заключается в глубокой дифференциации крупных мегаполисов и так называемой «глубинки». Она на самом деле совершенно по-другому устроена. Значение маленьких городов и деревень колоссально: со времен промышленной революции, начавшейся еще в конце девятнадцатого века, люди из глубинки приезжают в Москву и в другие города и здесь делают свою карьеру, создавая ту самую атмосферу.

Если мы говорим про реформу образования, то она может быть только государственной. Частное образование этого сделать не может.

Поэтому в сфере государственного образования фокусировать внимание и ресурсы надо не на школах крупных городов (они и так хорошо развиваются, а если есть проблемы, то у родителей всегда есть возможность найти альтернативу в дополнительном или в семейном образовании, или нанять хорошего репетитора). Но если вы приедете в маленький город, где ничего этого нет, где традиционно принято работать на одном заводе и возделывать одно поле в течение ста лет, вот там действительно вы увидите низкий уровень и культуры, и образования, который потом нам вернётся слабой экономикой и низким социальным статусом. Поэтому поднимать образование надо в селах и в малых городах, а не в мегаполисах, где и так сосредоточены все ресурсы и все самые лучшие школы. Сделать это по силам только государству.

– И альтернативные, в том числе семейные школы тоже развиваются в крупных городах.

– Да, в селах и малых городах их мало. Они есть, они появляются, но учится в них очень мало детей. Но их качество и их любовь к ближнему даже сейчас часто выше, чем в государственных школах. Перспективы там есть.

– По вашему мнению, альтернативное образование противопоставляет себя государству? Или все-таки ситуация обстоит иначе?

Мы скорее существуем вместе с государством. Эта альтернатива немножко в другом заключается. По международной терминологии альтернативное образование – это Монтессори-школы, это вальдорфская педагогика, это реджио-подход, это семейное образование, хоумскулинг в любых его формах, в том числе мини-школы. И далеко не все частные школы, даже в России, имеют к альтернативному образованию какое-то отношение. Нас отличают, в первую очередь, вариативность и гуманный подход к ребенку.

– И, может быть, даже отступление от стандартов, от традиционных программ?

– Да, но я бы подчеркнул, что в данном случае мы придерживаемся рамки закона, и вот здесь нет противоречия государству. Альтернативное образование – это не столько альтернатива государству, сколько альтернатива массовому образовательному подходу, не учитывающему индивидуальность человека. Моя книжка, по которой называется наша конференция – «Школа без страха. Как научить детей свободе.» – как раз про это.

– Продолжают ли альтернативные школы традиции авторских школ, которые создавались в 90-е годы? Или это всё-таки совсем другое?

– По моему личному мнению, авторские школы 90-х годов – совершенно уникальные явления, созданные при отсутствии других вариантов сразу после крушения Советского Союза или незадолго до этого события. Единственная возможность тогда создать что-то оригинальное, неожиданное – это школа, возникшая по инициативе одного человека. Сейчас время другое. Сейчас время коллективных действий. Авторская школа – это историческое явление, которое уходит в прошлое. Она заканчивается вместе с существованием автора.

– Но бывают случаи, когда коллектив подхватывает идеи своего автора, и они продолжаются после его смерти.

– Да, и один из примеров – это школа Тубельского. Тубельский сделал великую вещь, которую не сделали многие: он оставил после себя, во-первых, книги, которые остаются актуальными после практически 20 лет его смерти и, во-вторых, учителей, которые сейчас работают в разных школах. Но это скорее исключение из правила, к сожалению.

– А порождают ли альтернативные школы какие-то интересные идеи и концепции, технологии, которые можно передать другим поколениям?

– Альтернативное образование и частные школы находятся на низком старте. Срок развития школы – минимум 10 лет. То есть через 10 лет становится ясно, сможет ли школа жить дальше или нет. Потому что образование – это не завод, который выходит на самоокупаемость через 3–4 года, а если мы говорим о качестве образования, то оно проявляется через 7−8 лет. Только в 9-м выпускном классе мы видим этот итоговый срез качества по результатам ГИА. Да, так принято оценивать у нас качество образования, но это хоть какой-то показатель. Кстати, Тубельский, все время говорил, что его выпускники не показывают высоких результатов. Но это не мешало ему и его школе оставить большой след в истории педагогики и в методиках, которые успешно применяют его учителя.

– А что считается результатом альтернативного образования?

– Смотрите, это сложный вопрос. Хотите знать мою точку зрения? Вот есть очень простая вещь, она звучит очень странно, но я вам скажу. Главный результат образования – это свобода. В нашем понимании качество образования зависит от того, насколько человек свободен выражать свои мысли, иметь свою позицию, не бояться. А самое главное – иметь свою гражданскую позицию и уметь ее отстаивать. Выпускник школы – в первую очередь гражданин своей страны и таким будет, надеюсь, очень долго. Профессию поменяет, семейное положение, часть знаний оставит, а часть забудет, но он останется ответственным за страну, в которой живёт. Если человек становится хозяином своей судьбы, если его учат отвечать за свои поступки, учат понимать себя и других, учат договариваться, учат открыто, без страха, выражать свои мысли, то, выйдя из школы, он будет относиться к своей жизни в мире точно так же. Он будет занимать позицию активного гражданина, который хочет влиять на жизнь своего государства. Или он будет занимать подчиненную позицию, готовность соглашаться со всем подряд. Какой результат образования предпочтёт он или его родители? Альтернативная школа воспитывает активного гражданина.

– А какие методики применяются для достижения этой цели?

– Первое, что вы должны сделать – это дать право голоса ребёнку и учителям. Второе – дайте ребёнку возможность увидеть мир за пределами школы – общаться с людьми, принимать участие в других проектах. И, наверное, третье, самое главное – не бояться выбирать. Свобода рождается там, где человек перестаёт бояться своих желаний, своих мыслей. Там, где он может выбирать не из одного и бесспорного, а из множества вариантов – лучшее для него. Так появляется опыт свободы. Собственно, это и называется «вариативностью» обучения. Этот опыт ему обязана обеспечить школа. Не наказывать за ошибки, а вместе с ребёнком искать единственный путь его развития. Мы снова возвращаемся к цели…

Научившись понимать себя и других, человек становится свободным. Это сложный путь и для ребёнка, и для учителя. Это опыт на всю жизнь. Замечу (это отдельная важная тема), для учителя понимание себя и воспитание свободного человека возможны только при условии, если сам он идёт этим же путём.

Есть такое направление в науке, как критическая педагогика, в основе которой три базовых принципа: право выбора, право голоса, право передвижения. Мы стараемся придерживаться этого пути.

– Считаете ли Вы, что одно из главных преимуществ альтернативного образования состоит в том, что эта сфера принимает всех детей, изгнанных из массовой школы, и разрешает ребенку быть нестандартным?

– Сегодня из школы выгоняют двоечников, детей с СДВГ, выгоняют художников и поэтов, потому что они пишут контрольную по математике на двойку. По статистике – не только российской, но и зарубежной, большинство выпускники семейных и альтернативных школ оканчивают творческие вузы. То есть это дизайнеры, художники, поэты, музыканты. Наверное, это нормально для свободного человека.

– А что бы вы посоветовали родителям, которые раздумывают, стоит ли им забрать ребенка на семейное образование?

– Это важный вопрос. Об альтернативном и семейном образовании много мифов, как о единственном спасении. Надо родителям хорошо подумать, прежде чем пойти по этому сложному пути (а пока он сложный, но становится легче). Многие из них не очень понимают, насколько это действительно может изменить их жизнь. Семейное, альтернативное образование требует двух ресурсов: времени и денег. Или хотя бы одного из двух. К сожалению, альтернативное образование становится элитным, потому что финансово не все его могут потянуть, даже если это необходимо. Поэтому тяжело читать о том, что школа сама выпихивает детей на обучение дома, хотя для многих родителей это непосильная ноша.

Подобные действия – подтверждение бессилия школы и ее глубокого кризиса. Она больше думает о своих рейтингах, финансировании и о результатах ЕГЭ, чем о судьбах детей, которых им доверяют родители.

Хотелось бы закончить как-то позитивно. Кризис – нормальное явление для развития любой системы. Вопрос в том, чтобы преодолеть его с наименьшими потерями. На нашей конференции собралось много учителей и школ, которые хотят строить новое образование. Они понимают, что развитие образования невозможно без внимательного отношения к потребностям и возможностям человека. Эта банальная мысль была и будет единственным путём к созданию нового образования. Самый верный способ формировать путь – идти вместе. Наша задача – объединяться. Обсуждать, пробовать, обмениваться знанием и опытом, встречаться, ходить друг к другу в гости. Главное – помнить, что мы не одиноки, нас много, и мы хотим строить будущее нашей страны и воспитывать для неё свободного человека. И ученика, и учителя.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube