Качество образования // Статья

Как образовательному центру создать сильное сообщество: дети, родители и педагоги как партнёры развития

  • 17 октября 2025

Как образовательному центру создать сильное сообщество: дети, родители и педагоги как партнёры развития
Фото из личного архива Образовательного центра «Эврика»

Во многих образовательных учреждениях события всё ещё проходят примерно по такой схеме: педагоги организуют, дети исполняют, родители помогают. В Образовательном центре «Эврика» событие – это живое пространство сотворчества, где каждый не просто выполняет роль, а становится партнёром общего дела. Осенняя ярмарка, прошедшая в начале октября, не стала исключением. Подробнее об этом – в материале «Вестей образования».

Как школа развития меняет неэффективную модель: подход «все участники развития»

В «Эврике» каждое событие – не дополнение к учебному процессу, а его логическое продолжение, где ребёнок становится исследователем, творцом и автором.

Жизнь школы делится на тематические циклы.

Первый цикл этого учебного года был посвящён искусству: на всех занятиях дети рассматривали искусство через призму предметов, ремёсел и инструментов. Итог этого арт-цикла – благотворительная ярмарка «Вернисаж Добра», где эвриканцы представили свои результаты в самых разных формах: от творческих работ до мастер-классов.

Такой подход меняет не только формат уроков, но и культуру всей школы: если дети учатся ставить задачи и искать решения, то и внеурочные события превращаются в поле для совместного исследования.

А ещё этот подход позволяет проживать содержание в действии, а не только усваивать его в теории; видеть смысл учёбы – знания перестают быть набором правил, а становятся инструментом для создания чего-то настоящего; чувствовать себя частью сообщества, где важен вклад каждого.

Валерия Семёнова, заместитель директора по развитию:

«Когда обучение построено на партнёрстве, оно неизбежно вырастает и в партнёрские формы событий: педагог – не транслятор, а партнёр; родитель – не наблюдатель, а соучастник; ребёнок – не исполнитель, а инициатор. Так ярмарка становится не просто «днём активности», а отражением культуры центра».

Три уровня взаимодействия

Педагоги

Первый опыт ярмарки был скорее благотворительным: дети осознавали идею помощи, а взрослые создавали для этого подходящую среду. Со временем формат эволюционировал. В 2023 году появились деятельностные площадки: мастер-классы, где можно было за символическую сумму нарисовать картину, слепить фигурку, поиграть. А в 2025 году «Эврика» пошла дальше: добавила образовательную площадку и лекторий, превратив ярмарку в пространство культурного обмена.

Лидия Ванштейн, руководитель детского центра «Эврика»:

«Многие привыкли, что ярмарка – это про продажи и веселье. Но мы раздвинули границы и заявили: ярмарка – это про обмен опытом и новые открытия. Включение образовательной площадки позволило гостям окунуться в деятельностный формат, которым живут дети каждый день».

Образовательная площадка была разнонаправленной. Перед педагогами стояла задача: придумать такие занятия, где получится удивить детей, показать деятельность родителям, привлечь как можно больше людей, которые купят билет и помогут сбору средств. Так появились разные точки демонстрации новых подходов и уникальных занятий: от рисования в технике «Эбру» до экспериментальной математики на английском языке и физического развития в формате игровых карточек.

Каролина Козырь, педагог физического развития:

«Использование игровых карточек в образовательной деятельности физического воспитания позволяет оценить предстоящие задачи игры по-разному.

Главная цель таких карточек – перевести процесс физического развития из плоскости «выполнения команд» в плоскость «визуального языка», понятного и детям, и взрослым. Это инструмент, который делает детей не пассивными исполнителями, а активными, думающими и понимающими участниками процесса своего собственного развития».

Для тех, кто предпочёл спокойный формат, появился лекторий – уютный шатёр с ковром, стульями, домашней атмосферой и насыщенным содержанием: можно было узнать о том, как понимать современное искусство (на примере творчества Бэнкси), как помочь ребёнку совершить первые шаги в искусстве, и послушать историю на английском языке про бельгийского художника Рене Магритта.

Елена Нехорошева, методист школы:

«Формат коротких стендапов оказался невероятно живым. Неочевидным эффектом стало то, что лекторий раскрыл коллег и родителей с новой стороны. Участники лектория делились своим опытом посещения выставок различных известных художников. Среди слушателей были и дети, и взрослые, и это создавало особое ощущение единства».

Дети

Дети в «Эврике» – не просто участники, а полноценные авторы. Они приходят со своими идеями и воплощают их на равных. Кто-то организует собственную выставку, кто-то устраивает шоу мыльных пузырей, кто-то – тир.

Михаил Облеков, выпускник ОЦ «Эврика», ежегодный ведущий активности «Тир»:

«Я участвую в ярмарке уже третий год – всегда с тиром. Первый раз всё было просто: поставил мишень, взял пистолет – и готово. Во второй год я улучшил тир: появились электронные мишени, несколько видов оружия. В этом году добавил пулемёт: он стреляет быстрее, а так интереснее. Цены всегда ставлю сам, думаю, сколько стоит моя подготовка и качество. За первый год заработал около тысячи, в прошлом – две, в этом – уже три с половиной. Для меня ярмарка – это возможность показать, чему научился, попробовать новое и помочь животным».

Родители

Каждая команда родителей и детей оформляла свой стол: выбирала художника, создавала атрибутику, подбирала товары и оформление. Педагоги помогали советом, но инициатива всегда оставалась за семьями.

Олеся Васеева, мама второклассницы школы, победитель конкурса костюмов:

«Наш класс выбрал творчество Винсента ван Гога. Честно сказать, мы с остальными родителями очень удивились такому выбору. Увидев картину «Пейзаж с домом и пахарем», мы решили взять её за основу и создать к ярмарке мини-деревню ВанГогино. Благодаря костюмам и атрибутам, я и дочь легко превратились из городских в деревенских жителей, это даже помогло нам успешно выступить в конкурсе костюмов в номинации «Семейный вернисаж». Также в процессе подготовки, опять же случайно, мне попалась картина «Молодая крестьянка в соломенной шляпе», немного фантазии, деталей и для номинации «Оживший шедевр» готов ещё один образ».


Анастасия Стрельцова, воспитатель 5 группы детского центра:

«Мы участвуем в ярмарке с самого её основания, а в этом году впервые стали победителями. Секрет – в вовлечённости каждого: кто-то печёт, кто-то вяжет, кто-то печатает на 3D-принтере. Каждый делал то, что умеет лучше всего. Родители всё организовали самостоятельно: распределили роли, закупили материалы, придумали оформление. Мы, педагоги, помогали только там, где нужно было поддержать или направить. Главное – быть открытым к сотрудничеству, показывать личный пример и помогать родителям увидеть, где именно они могут проявить себя».

Чтобы отметить вклад каждого, управляющий совет, в который входят родители и педагоги центра, учредил специальный трофей: его получает та команда, которая собрала вокруг себя наибольшее количество участников и сумела объединить детей, родителей и педагогов.

Управляющий совет – это орган, который создаёт канал связи для предложений родителей, даёт центру «обратную связь», делает процессы прозрачнее и укрепляет доверие между педагогами и семьями.