Новые одноклассники, учителя, предметы – неотъемлемая часть школьной жизни. Одни дети привыкают к новшествам легко и быстро, и уже через пару недель чувствуют себя «как рыба в воде». Другие могут испытывать чувство тревоги и неуверенности в себе. Для того, чтобы предотвратить снижение учебной мотивации и сохранить желание посещать школу, в начале нового учебного года московские психологи запустили в социальных сетях новый видеоподкаст «Я к психологу!». На вопросы подростков отвечают специалисты Городского психолого-педагогического центра столичного Департамента образования и науки. Вот некоторые рекомендации из подкаста.
Как подружиться и найти общие интересы с новыми одноклассниками?
Наталья Ивашкова, психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы:
«Нужно помнить, что дружба складывается постепенно. Если ты уже познакомился со своими одноклассниками и решил с кем бы тебе хотелось подружиться, то прояви ненавязчивую инициативу. Заметь что-нибудь, задай вопрос, сделай комплимент. Человеку всегда приятно, если им интересуются. Важно уметь начинать разговор, замечая мелочи. Можно обратиться к однокласснику с просьбой или предложением, поделиться знаниями по общим интересам, а дальше действуй по обстоятельствам. Для начала необходимо развить приятельские отношения с выбранным учеником и остальными. Также можно прокомментировать публикацию в соцсетях: видео, картинку, над которой твой одноклассник поработал. Будь доброжелательным и оставайся самим собой, ведь подлинность – ключ к установлению прочных дружеских отношений».
Как привыкнуть к новым учителям и обстановке в школе?
Алина Носкова, психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы:
«Дайте себе достаточно времени, чтобы привыкнуть к новой обстановке. Не расстраивайтесь, если не сразу почувствуете себя комфортно. Постепенно вы адаптируетесь и станете более уверенным в себе.
Познакомьтесь с одноклассниками. Присоединяйтесь к клубам или внеклассным мероприятиям, где вы можете общаться с другими учениками и заводить новых друзей.
Пообщайтесь с новыми учителями, не бойтесь обращаться к ним за помощью! Поверьте, педагоги ценят честных и открытых ребят, которые не боятся поговорить с ними о том, что для них важно.
Не стесняйтесь обращаться за помощью к одноклассникам, психологу или советнику школы, если у вас есть вопросы или вы нуждаетесь в поддержке. Они могут предоставить полезную информацию и советы.
Самое главное – положительный настрой! Ожидайте, что возникнут некоторые трудности, но сосредоточьтесь на возможностях и преимуществах. Позитивное отношение может значительно облегчить адаптацию к изменениям».
Как себя вести при переходе в другую школу?
Виктория Савкова, психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы:
«Важно вести себя привычным и естественным для себя образом. Даже что-то новое лучше начинать с привычных вещей. Не стоит с первого дня пробовать нехарактерный стиль поведения, к примеру, быть серьезным, если обычно ты любишь веселиться и шутить.
Конечно, стоит проанализировать прошлый опыт и взять в новую ситуацию то, что лучше всего получается, те качества, которые помогают в общении и позволяют быть успешным – например, уверенность или умение слушать других. Недостающие качества важно искать у других людей и учиться у них.
А еще нужно помнить, что новая школа – возможность начать все с чистого листа. Постарайся понять, к чему ты стремишься, как бы ты хотел все устроить на новом месте, с кем общаться, как вести себя и каких результатов достигнуть.
Такое детальное планирование и следование этому плану позволит добиться лучших результатов. Только нужно представлять как будто желаемое у тебя уже есть. Тогда все точно получится!».
Как справиться с грустью, переходя в другую школу?
Наталья Ивашкова, психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы:
«Переходя в другую школу, ты можешь испытывать гамму чувств: от грусти до радости, от страха до воодушевления. Важно в этот момент не замыкаться, а поделиться своими мыслями с близким человеком: другом, подругой, родителями. Люди, которые тебя хорошо знают, могут поддержать и помочь справиться с эмоциями. Можно записать их на листе бумаги или сделать небольшие зарисовки. Главное – не бойся расширить круг общения. Постарайся побыстрее познакомиться с новыми одноклассниками и завязать для начала приятельские отношения с ними. Проявляй гибкость и не будь слишком категоричным, но важно отстаивать и аргументировать свое мнение. Не бойся быть собой – честность и искренность всегда оценят по достоинству. А новые знакомства расширят твои горизонты».
Как расположить к себе коллектив, в котором никого не знаешь?
Виктория Савкова, психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы:
«Подумай над тем, что у тебя хорошо получается. Только не торопись с ответом и не говори “Ничего”. Думаю, точно найдется что-то, в чем ты силен и чем можешь поделиться. Например, если твои одноклассники любят компьютерные игры, а ты красиво рисуешь, можно сделать зарисовки их любимых персонажей. Разбираешься в компьютере – предложи свою помощь. Хорошо объединяют общие впечатления от совместных походов в кино и прогулок. Так что смело предлагай сходить куда-нибудь после школы. Можно также рассказать о себе, чем увлекаешься и как тебе нравится проводить свободное время. Главное, будь самим собой. Удачи в общении!
Школьники, которые хотят развивать коммуникативные навыки, общаться со сверстниками в неформальной обстановке, получать советы психолога, могут вступить в Подростковый клуб Городского психолого-педагогического центра Москвы. Его отделения работают в разных районах столицы. Адреса и расписание занятий размещены на сайте Центра.
Информирование столичных учащихся и их родителей о психологических подходах к конструктивному общению, самореализации и проведению досуга способствует укреплению семейных отношений и повышению уровня самооценки и эффективности ребенка, а также соответствует целям проекта «Современное образование» национального проекта «Образование».