Форум «ПроеКТОриЯ» ежегодно проходит в Ярославле с 2013 года. В день защиты проектов здесь особенно оживленно: в фойе концертного центра «Миллениум» ребята выступают с презентациями своих работ перед строгими экспертами. Но защита проектов – это итог, которому предшествуют не менее важные этапы.
О том, как происходит отбор участников, и какие возможности открывает для подростков участие в конкурсе «ПроеКТОриЯ», рассказывает в интервью «Вестям образования» руководитель дирекции акселерации Движения Первых Мария Захарова.
– На конкурс было подано 1700 заявок, из них отобрали 500 заявок, содержавших самые интересные проектные решения. Их авторы прошли обучение в школе-акселераторе «Высота» по специальным образовательным программам. После этого на заключительный этап конкурса эксперты отправили 173 проекта. На акселераторе «Высота» прорабатываются все аспекты этих работ – от планирования до поиска финансирования и составления грантовой заявки.
По итогам обучения ребята делают презентацию, с которой они выступают на форуме «ПроеКТОриЯ». Кроме того, в период обучения на программе акселератора подростки имеют возможность послушать выступления представителей крупных государственных и коммерческих компаний, задать им вопросы и многому научиться.
– Дети сами инициируют проекты или им помогают педагоги, советники директоров по воспитательной работе?
– Все происходит очень по-разному. Я лично сопровождаю три команды, которые самостоятельно составляют заявки и пишут проекты, но есть и такие, которым помогают наставники. Вообще, у нас в Движении Первых действует принцип соавторства, когда ребята инициируют проект, а взрослые помогают его реализовать, но не в форме постоянной опеки, а только на тех этапах, которые вызывают какие-то трудности у школьников.
– Чему, по Вашему мнению, учат такие конкурсы, как «ПроеКТОриЯ»?
– Такие конкурсы учат, во-первых, нестандартному мышлению. Написать такой проект – это не просто скопировать реферат из Интернета, а решить конкретную практическую задачу. Причем это не индивидуальная, а командная работа, что позволяет сформировать второй важный навык XXI века – умение взаимодействовать друг с другом. Третья не менее значимая компетенция – это способность грамотно презентовать результаты своей деятельности и выступать публично. В сумме такие мультидисциплинарные подходы воспитывают ответственность и целеустремленность. Все эти компетенции пригодятся ребятам в будущем.
– Каковы критерии оценки проектов?
– Критерии включают как количественные, так и качественные показатели. Прежде всего, учитываются и актуальность выбранной темы, и перспективы ее реализации на практике. Имеет значение и креативный подход к решению задач. Некоторым ребятам не хватает опыта или воображения для поиска нетривиальных подходов для решения той или иной задачи. А есть подростки, которые способны изучить ситуацию на рынке или в окружающей их действительности, чтобы потом воплотить эту информацию в эффективную концепцию. У кого-то из претендентов есть уже реализованные проекты, они просто хотят получить на них финансирование.
– Если честно, некоторые проекты показались мне какими-то легковесными, несерьезными – в том числе те, в которых речь идет о переработке вторсырья в брошки, пуговицы и модные аксессуары. Что Вы думаете по этому поводу?
– Я бы не сказала, что они легковесные, на этом строятся сейчас большие индустрии. Более того, если мы посмотрим на бренд «Береги», то он уже обеспечил огромное количество гостей Всемирного фестиваля молодежи, проходившего 17 марта на Федеральной территории «Сириус». Представители «Береги» базируют концепцию своего бренда на экологичности, поскольку их кофты и худи частично сделаны из переработанного сырья. Поэтому переработка вторичных материалов на какие-то новые изделия – это современный тренд. И даже крупные культурные центры сейчас изготавливают сувенирную продукцию на основе переработки.
– Я обратила внимание на социально значимые проекты, среди которых я бы выделила совместный проект школьников из Республики Башкортостан и Тюменской области «Добрые сердца», направленный на помощь пожилым людям и маломобильным детям-инвалидам, и проект белгородских подростков о создании коворкинга на базе их школы для совместного общения, творчества и профилактики буллинга. Насколько важны такие проекты?
– Они очень важны. Вероятно, ребята недостаточно проработали свои идеи, поэтому не получили грант. Такие социальные проекты в целом достаточно просто реализуемы детьми, им только надо начать с малого: договориться с директором школы, найти помещение, организовать активности и посмотреть, как это действует на практике.
Если проекту требуется финансирование, и ребята не успели вовремя подать грантовую заявку, они сами ищут партнеров и привозят от них письма поддержки. Это учит школьников фандрайзингу, то есть способности искать ресурсы и договариваться с организациями-спонсорами.
– Какова максимальная величина гранта – минимум и максимум?
– Нижней планки мы не устанавливали, а верхняя составляет 500 тысяч. Мы осознанно ограничиваем величину поддержки, чтобы подростки учились обращаться поначалу с относительно небольшими суммами. Как я уже отмечала ранее, в школе-акселераторе «Высота» мы учим детей обосновывать свои грантовые заявки, проводим своего рода финансовый ликбез. Одним нужны средства только на канцтовары, другим – на оплату штата специалистов, на приобретение оборудования. Все зависит от масштаба и тематики проекта.
Форум «ПроеКТОриЯ» – это уникальный, единственный в своем роде фестиваль детских идей и проектов федерального масштаба, который дает возможность подросткам от 14 до 17 лет самореализоваться и получить деньги на осуществление своих замыслов, пообщаться с авторитетными экспертами, узнать об их профессиональной деятельности из первых уст и понять, насколько им самим в этих сферах интересно развиваться.
Фотографии предоставлены Всероссийским форумом профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ»