С приближением нового учебного года мы обратились к Фонду «Обнажённые сердца» за рекомендациями, как помочь детям с особыми потребностями, подготовиться к первому классу.
1. Расскажите ребенку, зачем он идет в школу и чего ожидать от первого учебного года
Чтобы снизить тревожность ребенка, особенно с аутизмом, важно заранее объяснить, что его ждет в школе. Объясните цель посещения школы, покажите здание и его части (класс, коридор, столовая и т.д.), расскажите о распорядке дня и познакомьте с будущими учителями и одноклассниками. Если возможно, организуйте встречу с учителем до начала учебного года. Подготовьте социальную историю с фотографиями школы и учителей. Отсчитывайте дни до начала учебного года вместе с ребенком, вычеркивая их в календаре.
2. Подготовьте все необходимые школьные принадлежности
Позаботьтесь не только о портфеле, школьной форме и канцелярских принадлежностях, но и о том, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. Выберите вместе контейнер для перекуса, бутылку для воды и игрушку или гаджет, которые он может взять с собой. Запаситесь фиджетами для сенсорной разгрузки.
3. Приучайте ребенка к утренним рутинам
Начинайте будить ребенка чуть раньше, чтобы он привык вставать вовремя. Проведите несколько «генеральных репетиций» утренних сборов до начала учебного года. Составьте визуальное расписание утренних дел и поощряйте ребенка за его соблюдение.
4. Организуйте ознакомительную экскурсию по школе
Договоритесь с учителем или сотрудником школы об экскурсии, чтобы ребенок привык к школьной среде. Посетите основные помещения школы и продумайте удобный маршрут до нее. Расскажите ребенку, как вести себя в экстренной ситуации и к кому обращаться за помощью.
5. Проведите репетицию обычного учебного дня
Получите расписание учебного дня и вместе с ребенком пройдите по школе, следуя этому расписанию. Это поможет ребенку лучше ориентироваться и чувствовать себя увереннее.
6. Проинформируйте учителей об особенностях ребенка
Учителя и сотрудники школы должны заранее познакомиться с индивидуальными особенностями ребенка.
Если личная встреча невозможна, отправьте им письмо с информацией о сильных и слабых сторонах ребенка, его сенсорных особенностях и поведении.
Сделайте копию письма для школьного психолога и других специалистов.
7. Убедитесь, что учителя знакомы с системой альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК)
Классный руководитель и тьютор должны уметь пользоваться системой АДК. Объясните им особенности коммуникации вашего ребенка до начала учебного года.
8. Подготовьте ребенка к возможной сенсорной перегрузке
Убедитесь, что у ребенка всегда под рукой есть фиджеты или другие предметы для стимуляции. Объясните учителям, что это средства саморегуляции, а не игрушки.
9. Следите за прогрессом ребенка и его состоянием после начала учебного года
В первые недели познакомьтесь с учителями, чтобы отслеживать прогресс ребенка. Помогайте ребенку с выполнением домашних заданий, поддерживайте расписание и контролируйте поведение. Следите за социальной адаптацией и при первых признаках буллинга сообщайте об этом учителю.
10. Будьте активными и вовлеченными родителями
Посещайте родительские собрания, поддерживайте контакт с учителями и предлагайте помощь в школьных мероприятиях. Ваше участие покажет учителям вашу заинтересованность в процессе обучения ребенка.