Почему следует ставить перед собой только реальные цели и сроки их выполнения? Что такое СМАРТ-план и для чего нужны разные сценарии выхода из сложной ситуации? Как родителям помочь своим детям пережить неудачи? Об этом и многом другом читайте в интервью с методистом Московского городского психолого-педагогического центра Натальей Орловой.
– Как найти разумный баланс между психологическим благополучием ребенка и достижением высоких академических результатов?
– Во-первых, всё зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. С одной стороны, важно поддерживать стремление добиваться целей, результатов, то есть воспитывать такие качества, как целеустремлённость и упорство. Но, с другой стороны, эти цели должны соотноситься с реальными возможностями ребенка. Если речь идет о ЕГЭ, то для одного посильной задачей может стать преодоление минимального порога, для другого – сдача экзамена на 60−70 баллов, а для третьего – 90 баллов и выше.
Во-вторых, важно поддерживать терпимое отношение к ошибкам и промахам, чтобы ребёнок понимал: ошибаться – это нормально, и без этого невозможно двигаться дальше. Чтобы ребёнок воспринимал происходящее с ним как опыт, который ему понадобится в будущем.
В-третьих, следует развивать способности ребенка в тех сферах, которые ему интересны и в которых он добивается успеха. Но при этом своевременно восполнять пробелы в знаниях по тем предметам, которые ему даются сложнее. Тогда ему удастся набрать сумму баллов, необходимую для поступления в вуз. И в процессе учебы или подготовки к экзаменам подчеркивать малейшие успехи ребенка по трудным для него предметам, чтобы мотивировать его на дальнейшие маленькие победы.
В-четвертых, надо научить ребенка заботиться о себе: правильно распределять силы и энергию, не экономить на сне, вовремя отдыхать, искать какие-то занятия, которые помогают восстанавливаться и поддерживать свой физический и психологический баланс. Например, это может быть общение с друзьями, спорт, творчество или просто прослушивание любимой музыки. Иными словами, необходима смена видов деятельности, умение отвлекаться и находить такие занятия, которые приносят радость.
– Чем опасен перфекционизм, «синдром отличника» и постоянное стремление к успеху, к вершинам, к лидерству в общем марафоне?
– Перфекционизм – стремление к совершенству, когда человек ставит перед собой труднодостижимые или нереальные цели и старается добиться наивысших результатов любой ценой. Перфекционисты часто бывают разочарованы в себе и своих способностях, потому что не могут соответствовать своим же собственным требованиям. Как следствие, вырастают тревога, напряжение, человек находится в состоянии стресса.
– Как можно этого избежать?
— Во-первых, важно ставить перед собой понятные, достижимые цели. Согласно технологии SMART (СМАРТ) – современному подходу к постановке целей – цель должна быть реальной, конкретной, ограниченной во времени, измеримой и актуальной на данный момент: скажем, не просто освоить английский, а выучить для начала 100 слов в течение месяца.
Во-вторых, важно развивать навыки планирования, определять сроки выполнения поставленной задачи, и если она большая и сложная, то разделить ее на более мелкие. Это позволит лучше и эффективнее организовать свой день. И фиксировать каждый шаг в направлении к намеченной цели, благодарить себя за сделанное и двигаться дальше.
В-третьих, развивать гибкость мышления, потому что перфекционисты склонны к черно-белому мышлению по принципу: все, или ничего. То есть сдать ЕГЭ не меньше, чем на 90 баллов, а 85 – это уже провал.
Поэтому важно находить золотую середину, не впадать в крайности и всегда помнить о том, что между черным и белым очень много разных оттенков.
Даже если вы получите 50 баллов вместо 100, у вас все равно есть выбор: поступить в другой вуз, где меньше конкурс или продолжить обучение в колледже. Иными словами, не зацикливаться на первоначальном плане, а проявить гибкость и разработать несколько вариантов дальнейшего обучения. ЕГЭ – это не соревнование, а всего лишь ступенька на лестнице профессиональной самореализации, которая может занять целую жизнь. А путей к этой вершине очень много, и не обязательно все они связаны с высшим образованием. То есть нужно быть готовым к любому развитию событий. Чем больше мы будем прорабатывать разных сценариев, тем больше у нас будет выходов из той или иной ситуации.
Перечисленные подходы помогают преодолеть перфекционистские установки.
– Какова роль родителей в установлении "красной черты", после которой следует прекратить бег с препятствиями? И как научить ребенка справляться с неудачами и даже провалами?
– Если препятствие реально преодолеть, тогда оно дает силы. Это положительно влияет на самооценку. А если планка установлена слишком высоко, человек живет на грани возможностей, что чревато истощением и утратой веры в себя. Родителям важно вовремя увидеть такую ситуацию, проанализировать, почему ребенок выбирает самый тяжелый маршрут и непосильную скорость движения. И, конечно, при невозможности самостоятельно решить проблему, обратиться за помощью к психологам.
Также важно, чтобы у родителей, находящихся в тесном контакте с детьми и, конечно, переживающих за их неудачи, не было сверхожиданий, которые они каким-то образом транслируют ребенку.
И ни в коем случае нельзя навязывать ребенку свой образ будущего, а прежде всего ориентироваться на его интересы и способности, поддерживая его собственные начинания и замыслы.