Разработчики Стратегии развития образования до 2036 года предлагают заменить платные репетиторские услуги дополнительными (бесплатными для детей) занятиями в оффлайн и онлайн-форматах. На эту тему уже высказались научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский и член совета профсоюза «Учитель», учитель русского языка и права московской школы «Интеллектуал» Всеволод Луховицкий. Мы предложили включиться в дискуссию ведущих экспертов Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Сергея Заир-Бека и Татьяну Мерцалову. Они расскажут о возможных вариантах финансирования предстоящего нововведения и о том, позволит ли оно семьям сэкономить средства на дорогостоящие репетиторские услуги.
– Научные исследования, посвященные затратам домохозяйств на услуги репетиторов, нам пока неизвестны, такие данные, как правило, собирают рекрутинговые агентства, но достоверность этих сведений весьма сомнительна. Однако, по экспертным оценкам, динамика затрат на репетиторство растет, хотя и очень различается в зависимости от региона, социально-экономического статуса семьи и школы, в которой учатся дети. Нередко в более сильных школах родители вынуждены тратить на репетиторов больше, поскольку дети обучаются по углубленным программам и имеют более высокие обязательства и притязания. Цена репетиторской услуги во многом связана с задачей, стоящей перед репетитором. Скажем, подготовка к олимпиадам может быть даже в разы дороже, чем все остальные репетиторские услуги. Заметно ниже по стоимости – занятия с детьми младшего школьного возраста.
«Этот тренд тоже надо учитывать, потому что большой прирост масштаба использования репетиторов происходит не только и не столько за счет подготовки к государственной итоговой аттестации девятиклассников или одиннадцатиклассников, сколько за счет того, что репетиторскими услугами сегодня пользуются чуть ли не с первого класса, а в крупных городах и мегаполисах буквально с первого класса», – подчеркивает Татьяна Мерцалова.
Кроме того, динамика затрат часто соответствует инфляционным колебаниям.
Однако, репетиторы стараются не задирать цены, потому что рынок этих услуг расширяется, в том числе за счет обучающих онлайн-платформ, которые создают конкуренцию не только по качеству занятий, но и по их стоимости.
Можно ли сделать прогноз о том, сколько денег семьи сэкономят, если репетиторские услуги будут финансироваться государством?
«Сама постановка вопроса для нас выглядит несколько странной, поскольку понятие «репетиторские услуги» в реестре вообще каких бы то ни было государственных или муниципальных услуг отсутствует, – говорит Сергей Заир-Бек . – Это значит, что, скорее всего, деньги будут выделяться не буквально на репетиторские услуги, а вноситься в бюджетное задание школам. Частные репетиторы не могут просто быть профинансированы государством, так же, как не могут быть выделены деньги на эти цели напрямую семьям – для этого нет никаких оснований. Тогда для оплаты государством таких услуг необходимо либо дополнительное финансирование на освоение школьниками основной общеобразовательной программы в рамках существующей субсидии, либо на освоение дополнительных общеобразовательных программ, либо установление конкретных критериев, по которым семьям должна выделяться компенсация на репетиторские услуги».
Вероятнее всего, деньги на такие дополнительные занятия будут поступать непосредственно именно в те образовательные организации, которые их проводят. Но даже это, по мнению эксперта, не очевидно, поскольку согласно Конституции, Закону об образовании, ФГОС, школа обязана без всяких репетиторских услуг готовить выпускников к ГИА. Выделение отдельных средств на подготовку школьников к ГИА просто признает тот факт, что учителя не справляются со своими обязанностями. То есть речь идет о двойном финансировании одного и того же государственного или муниципального задания.
Татьяна Мерцалова разделяет точку зрения своего коллеги и в доказательство приводит следующие аргументы.
Во-первых, нельзя списывать со счетов психологический фактор: опросы показывают, что многие родители обращаются к репетиторам, потому что они просто не доверяют государственной системе образования. В этом случае велика вероятность того, что репетиторские услуги сохранятся, но уйдут в тень. «Мы этот теневой вариант репетиторства проходили в 90-е годы и, в общем-то, знаем, как это работает. Вряд ли это сократит, скорее, наоборот, даже повысит стоимость услуг «теневых» внешкольных репетиторов», – констатирует Татьяна Мерцалова.
Во-вторых, все зависит от того, кто будет это репетиторство на государственном уровне обеспечивать. Если эти деньги пойдут в школу, то, видимо, это станет дополнительной нагрузкой для учителей, но в условиях достаточно критического уровня дефицита педагогических кадров этот вариант слабо реализуем.
В ряде школ, где такая возможность имеется, педагоги сами обеспечивают подготовку к ЕГЭ, только в расписании это называют не репетиторством, а дополнительными занятиями, факультативами, элективными курсами, которые адресованы чаще всего детям с невысоким уровнем образовательных результатов или ученикам из малообеспеченных семей, не имеющих средств на репетиторов или онлайн-платформы.
«То есть такая практика есть, но трудно предположить, что можно решением сверху обязать все школы качественно, на уровне, удовлетворяющем родителей, предоставлять подобные услуги», – считают эксперты.
Рассматривая другую модель, когда деньги на репетиторство направляются в вузы, где уже давно узаконены платные подготовительные курсы, Сергей Заир-Бек подчеркивает, что это тоже фактически означает возвращение в 90-е годы, когда вузы еще задолго до введения ЕГЭ готовили детей к поступлению конкретно на их специальности. Это был своего рода предварительный отбор. Подготовительные курсы в вузах существуют и сегодня, чаще всего они оплачиваются родителями. Но они не являются неизбежным этапом предварительного отбора в тот или иной вуз и не готовят непосредственно к сдаче ЕГЭ, а, кроме того, эти курсы только для 10-11-х классов.
То есть, с точки зрения экспертов НИУ ВШЭ, такая потенциально возможная модель бюджетного финансирования «репетиторских» услуг не очевидна и не дает надежд на снижение семейных расходов.
В любом случае, альтернативные модели (когда дополнительные занятия реализуются вне школы) пока что не обнародуются.
Зарубежных аналогов институционализации репетиторства очень мало. Например, в Южной Корее есть специальные центры внешкольного образования, которые осуществляют подготовку к выпускному экзамену, но обучение в них носит не добровольный, а обязательный характер для детей, и там ставки намного выше, чем в России, потому что от результатов сдачи таких экзаменов зависит не только поступление в вуз, но и вся будущая карьера и даже личная жизнь детей.
Репетиторство – неизбежный спутник испытаний с высокими ставками практически в любой стране мира. В Сингапуре, например, доля тех, кто занимается с репетиторами, превышает 60%. К сожалению, успешных примеров, за исключением Финляндии, где репетиторство не очень распространено, практически нет. Поиск своего пути в решении этой проблемы – сложная задача, и простых решений, как утверждают эксперты, здесь не получится.