Завершилась образовательная стажировка для педагогов Южно-Сахалинского образовательного центра «Эврика», которая проходила в столице Вьетнама – городе Ханой. В рамках программы участники посетили пять полилингвальных учебных заведений, чтобы посмотреть, чем живут вьетнамские коллеги, а заодно сверить часы, ведь «Эврика» уже несколько лет реализует модель полилингвального обучения.
Однако образовательный опыт педагоги получили не только в школах и детских садах, но и в городской среде, которая отличается невероятным разнообразием и колоритом. О том, как это было и что особенно удивило стажёров, рассказывает главный редактор газеты «Вести образования» и участник стажировки Татьяна Волошко.
Старый друг СССР в новой ССР
Расширение границ привычного помогает увидеть мир по-новому. В нашем случае это ещё даёт возможность лучше узнать своих коллег и самих себя с неожиданных сторон. Образовательные стажировки – отличный способ для этого. Ведь новая социальная среда оказывает на взрослых людей такое же развивающее влияние, как и на детей. Особенно если это связано с погружением в другую культуру, язык и повседневную жизнь. Это, по Выготскому, всегда вхождение в новую «социальную ситуацию развития» (ССР), за которой для нас приоткрывается новая жизнь новых людей в новой среде.
Примерно за два неполных десятилетия Вьетнам – добрый проверенный друг, когда-то младший брат Советского Союза, за которого мы переживали еще в садике и школе, выражая солидарность и от души радуясь его победам, пережил череду социальных изменений.
Союза уже нет, а Вьетнам продолжает стремительно меняться. Наши сограждане, да и весь мир в 21 веке открыл его для себя как центр доступного туризма, и красивая, отважная, трудолюбивая, привыкшая довольствоваться малым страна с богатой историей и культурой делает все, чтобы утвердиться в этом качестве.
Но нельзя так просто захотеть и стать «молодым тигром» туризма, для этого нужно как-то подготовиться. И это подготовка должна охватить другие сферы жизни. Прежде всего – сферу образования.
Там-то и выяснится, что ни одним развитием туризма прирастет благо страны, а замечательные курорты – лишь дополнение к нему. Да и прорывы в турбизнесе – это лишь то, что бросается снаружи в глаза туристу. А если отправляться в путешествие не с туристическими целями? Все когда-то «молодые тигры» – Япония, Южная Корея, Гонконг, Сингапур – готовились к своему социально-экономическому прыжку через реформы образования. Это не гарантия, но необходимое условие для таких прыжков.
В общем, старый друг СССР сам переживает новую ССР в своей истории. В этой ситуации сегодня застаем его и мы.
Мы летели в незнакомый Вьетнам и не подозревали, что именно станет для каждого из нас точкой роста и главными образовательными результатами, что и характеризует новую социальную ситуацию развития. Первое наше удивление случилось, как только мы ступили на вьетнамскую землю.
Неприкасаемые
Сегодня в Ханое только официально живут около 7 миллионов человек.
В марте 2024 года в городе было зарегистрировано более 8 миллионов личных транспортных средств. Из них легковых автомобилей всего лишь 1,1 миллион, зато более 6,7 миллиона мотоциклов и 200 тысяч электрических велосипедов. Они, в отличие от авто, не облагаются транспортным налогом.
Ханойские дороги напоминают муравейник. Движение начинается в шесть-семь утра и заканчивается глубокой ночью. На первый взгляд может показаться, что многочисленные водители скутеров и мопедов, среди которых люди всех возрастов и полов, пешеходов не замечают. Однако не спешите с выводами. Если вы понаблюдаете за ситуацией ещё пару дней, вы поймёте, что хаос тоже может быть управляемым.
В Ханое есть правило, которое мы подсмотрели у местных жителей. Переходя дорогу, нужно поднять руку вверх, как бы обозначая своё преимущество, или развести руки в стороны – этим вы сообщаете водителям, что неприкасаемы.
Мы повторили этот жест, и оказалось, что он работает лучше всяких светофоров и пешеходных переходов. А ещё важно идти сквозь поток медленно и уверенно, и главное, не останавливаться!
Переходить дорогу первый раз было страшно, что и говорить. Мы брались за руки и чуть ли не с закрытыми глазами робкими шагами двигались вперед. Впрочем, мы довольно быстро привыкли и даже стали получать от этого процесса удовольствие. Вьетнамцы виртуозно маневрируют, и за всё время нашего пребывания мы не видели ни одной аварии. Удивительно, но факт. Кажется, что байкер едет прямо на тебя, но в последний момент он по-доброму улыбается и останавливается или объезжает.
Мавзолей Хо Ши Мина, его проектировал советский архитектор Гарольд Исакович. Он же проектировал мавзолей Ленина.
«А как же переходят дорогу дети?» – спросите вы. Этот вопрос мы адресовали нашему гиду. Ответ оказался предельно простым: дети не ходят по улицам Ханоя и тем более не переходят дорогу без сопровождения взрослых. А до школы их довозят либо родители, либо школьный автобус.
Волшебные палочки
За время нашего путешествия мы неоднократно наблюдали за тем, как искусно вьетнамские дети управляются с палочками для еды.
В странах Восточной Азии использование палочек имеет не только практическое, но и философское значение. По мнению Конфуция, вилка и нож символизируют войну, агрессию и жадность, об этом мы также узнали во время стажировки. С практической точки зрения, использование палочек требует определённых навыков: концентрации внимания и координации движений. Предложите палочки новичку и понаблюдайте за ним!
Мы обратили внимание, что в детских садах, которые мы посетили, дети уверенно держат карандаш или фломастер и уже вполне способны писать письменными буквами, не отрывая руку от бумаги. А в начальной школе у многих ребят красивый, даже каллиграфический почерк.
Не берусь утверждать, что использование палочек для еды играет в этом решающую роль, но то, что способствует развитию мелкой моторики, которая в свою очередь активизирует формирование новых нейронных связей, очевидно. Можно продолжить логику Конфуция: ложка – это захват, а с палочками и всеми производными от них орудиями, так или иначе, связано созидание чего-то нового, преобразование, творчество, в конечном счете – волшебство.
Назад в будущее
О том, как устроено вьетнамское образование, мы уже немного знали из онлайн-стажировок, которые проводит Институт проблем образовательной политики «Эврика». Система государственного и частного образования во Вьетнаме находится в ведении Министерства образования и профессиональной подготовки. Она разделена на пять уровней: дошкольное образование, начальная школа, средняя школа, старшая школа и высшее образование.
Мы побывали в пяти частных полилингвальных образовательных организациях, имеющих свои особенности и специфику преподавания. Какие-то заведения показались нам весьма консервативными, будто бы возвращающими нас в прошлое: дети в пионерских галстуках, дресс-код у педагогов – белый верх, черный низ, единая форма у детей и т.д.
При всём при этом дети не производили впечатления скованных и вымуштрованных, которым «ничего нельзя». Нас встречали открытые, улыбающиеся, вежливые и очень тактильные ребята и буквально падали в наши объятия.
Когда мы оказались в самой первой школе – Nguyen Binh Khiem Primary school, у нас на глазах непроизвольно выступили слёзы. Нас поразило, с каким воодушевлением более 600 детей делали утреннюю танцевальную разминку и как искренне радовались нашему приходу, посылая нам воздушные поцелуи и сердечки. Мы были впечатлены красотой внутреннего школьного дворика, тёплыми взглядами и улыбками вьетнамских коллег – живых, лёгких и подвижных. И эти самые первые впечатления от встречи с детьми и педагогами остались с нами до конца нашего пребывания во Вьетнаме.
Независимость. Свобода. Счастье
«Мы хотим, чтобы наши дети научились жить, уважать других и быть счастливыми», – эти слова мы часто слышали от вьетнамских педагогов. «Независимость. Свобода. Счастье» – государственный девиз Вьетнама. И вот несколько особенностей, не противоречащих ему, которые я записала в свой дневник после посещения «Nguyen Sieu Primary school»:
- Учителя и ученики владеют английским языком на высоком уровне. А некоторые педагоги даже говорят на русском языке.
- Дружелюбные и тактильные люди всех возрастов.
- В каждом классе на видном месте висит плакат с пятью правилами Хошимина, которыми руководствуются и взрослые, и дети. Эти правила гласят:
Будь патриотом, люби свою Родину.
Работай и учись усердно.
Будь дисциплинированным, дружелюбным и единым со всеми.
Соблюдай гигиену.
Будь современным, честным и умей хранить тишину.
- В целях поддержания чистоты в классе дети и учителя ходят без обуви, оставляя её за дверью.
- В процессе тестирования учащиеся контролируют время с помощью электронного таймера, расположенного рядом с доской.
- В рамках образовательного процесса предусмотрено изучение материала на двух языках: сначала тема разбирается на английском, а затем повторяется на вьетнамском.
- Для того чтобы стать учителем в этой школе, необходимо пройти ряд этапов:
- предоставить резюме;
- пройти собеседование;
- выполнить тестовое задание;
- провести пробный урок.
После успешного прохождения всех этапов можно подавать заявление о приёме на работу.
- Ученики вовлечены в процесс создания контента для социальных сетей школы, однако все их работы проходят предварительную проверку преподавателем. Кроме того, из-за плотного графика и насыщенной учебной программы у школьников не остаётся много времени на эту деятельность.
- Школа работает по Кембриджской и вьетнамской программам.
- В расписание включено посещение библиотеки.
Ещё один пример образовательного опыта – частная полилингвальная школа Nguyen Sieu Primary School и сад Steame Garten. Эти учебные заведения следуют программам Cambridge International Education, High Performance Learning, NCUK и элементам National Curriculum, что говорит об их ориентации на британскую образовательную систему. Однако в их работе также прослеживаются и более глобальные принципы IB, что создаёт уникальный синтез подходов.
В числе ключевых аспектов, на которые обращают внимание вьетнамские учителя, – проектная работа. Педагоги подчёркивают, что проект может считаться успешным, если он стимулирует воображение детей и вдохновляет их на создание собственных игр.
«Не знаешь, что делать и как себя вести – посмотри на воспитателя»
В один из детских садов – EDUPLAY GARDEN – мы попали сразу после тихого часа. Мы увидели яркий детский мир маленьких исследователей.
Дети просыпались под спокойную, красивую музыку и постепенно заполняли пространство уютных комнат с разным уровнем высоты. Они приветствовали нас, говоря «Хеллоу» и протягивая свои маленькие ладошки для рукопожатия.
Мы стали свидетелями разнообразных активностей, включающих музыку, живопись, хореографию, информационные технологии и, конечно же, английский язык. Нас поразило, как ловко четырёхлетние дети, словно маленькие взрослые, надевали специальные жилетки для рисования.
Во всех детских садах, которые мы увидели, уделяется большое внимание дисциплине и повторению правил. Создана очень интересная среда с продуктами деятельности детей – поделками, рисунками и сложными арт-объектами.
Дети не стесняются и не боятся общаться со взрослыми. Даже самые маленькие могут задать вопрос на английском. У педагога во время занятия работает маленький микрофончик, закреплённый у уха, чтобы его слышал каждый ребёнок. Все малыши вовлечены в деятельность. Прогулка не выделена отдельно, но во время любой активности дети могут выйти на улицу.
«Не знаешь, что делать и как себя вести – посмотри на воспитателя», – это выражение можно назвать девизом детских садов, которые мы увидели.
Были моменты, которые, казалось, использовались в работе с детьми только потому, что это модно и «нужно идти в ногу со временем». Так, совершенно непонятно использование искусственного интеллекта на этапе продуктивной работы – этапе творчества. Всех нас насторожило то, что не ребёнок, а ИИ создавал творческий продукт, причём, весьма сомнительного качества. И тут у педагогов возник справедливый вопрос: когда ребёнок, по мнению взрослого, достаточно созреет для творчества, захочет ли он сам делать то, что за него прекрасно сделал ИИ? И зачем ему будет нужно делать это самому? И если в три-пять лет ребёнок, задавая промпт ИИ, получает на выходе изображение, которое воспитатель называет «картина», сможет ли он потом оценить, действительно, картину, например, Моне или Айвазовского? Вопрос без ответа. Его, впрочем, сегодня можно адресовать не только вьетнамским коллегам.
«Я – взрослый ребенок...»
Путешествие в знаменитую бухту Халонг стало для нас ещё одним приятным открытием. Бухта включает в себя более трёх тысяч островов, маленьких скал, утёсов и пещер и является частью всемирного наследия ЮНЕСКО. Мы смогли насладиться купанием в тёплых водах Южно-Китайского моря и получили море новых знаний.
Педагогам было предложено на выбор пять тем для исследовательской деятельности:
- «Как заинтересовать дошкольника местом, в котором он ещё не был: икс способов, развивающих воображение»;
- «Бухта Халонг: икс возможных тем для исследовательских проектов»;
- «Я – взрослый ребенок: икс вопросов, на которые я буду искать ответы, как только зайду в интернет»;
- «О чем я расскажу / что нарисую / спроектирую и т.д. со своими воспитанниками по следам моего путешествия в бухту Халонг»;
- «Порыв и вдохновение: идеи для творческих проектов после посещения бухты Халонг».
Каждый педагог выбрал тему по душе и спроектировал событие, которое в ближайшее время обязательно состоится.
«Каждый шаг пути прибавляет частицу мудрости»
За эти дни образовательной стажировки мы не только посетили несколько учебных заведений, но и почувствовали Вьетнам. Он оказался таким же неоднородным, как и Россия. Здесь соседствуют роскошь и бедность, скорость и неспешность, хаос и порядок.
Несмотря на то, что эта страна пережила две тысячи лет войн, она активно развивается. Нам есть чему у неё поучиться.
Каждый день приносил нам новые знания, откровения и заканчивался рефлексией педагогов, перетекающей в их дневниковые заметки. Мы убеждались, что первое впечатление всегда поверхностно, но стоит проявить интерес и задать вопросы жителям страны, как открывается более глубокое понимание простых и сложных вещей.
Мы в очередной раз дали себе слово подтянуть свой английский, чтобы чувствовать себя более свободно и уверенно не только в этой, но и в любой другой стране. Впереди нас ждут новые образовательные стажировки и путешествия. Ведь образование не знает границ, в том числе территориальных. Оно сопровождает нас на протяжении всей жизни и не заканчивается с каким-либо достижением. И, как гласит вьетнамская пословица, каждый шаг на этом пути добавляет частицу мудрости.
Мы увезли с собой и новые знакомства с перспективой на коллаборации и совместные образовательные путешествия в том числе по России, обучающую полилингвальную игру, разработанную специалистами центра Dewey school, море положительных эмоций и новых себя. А главное, мы убедились в правильности нашего пути. И мы обязательно сюда вернёмся.
До встречи, Ханой! И спасибо за гостеприимство!
Уже в феврале пройдёт стажировка в Южно-Сахалинском Образовательном центре «Эврика». Поехали с нами?
По вопросам стажировки в российских и зарубежных образовательных учреждениях вы можете обратиться к заместителю руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» Ольге Логачевой.
Почта: ologacheva@eurekanet.ru
Телефон: +7 916 791-38-96