Качество образования // Статья

«Невозможно заставить детей читать, но можно сделать так, чтобы они этого захотели»


«Невозможно заставить детей читать, но можно сделать так, чтобы они этого захотели»
Финалисты Олимпиады «Хранители русского языка» на церемонии награждения

В конце года принято подводить итоги, система образования не исключение, хотя календарный год в школах и вузах не совпадает с учебным. Одним из таких знаковых событий стало подведение итогов Всероссийской профессиональной олимпиады для учителей «Хранители русского языка», которая проводится уже в третий раз, организаторами выступают Государственный университет просвещения и Благотворительный фонд «Эмпатия» Михаила Шелкова.

Финальные испытания и торжественная церемония награждения состоялись в Туле с 4 по 6 декабря. Заключительный этап Олимпиады проходит в этом городе уже второй раз, и это не случайно: Тула – это литературная Мекка, ежегодно сюда устремляются туристы со всей страны и из-за рубежа, чтобы побывать в имении Льва Толстого – Ясной Поляне. И, конечно, учителя русского языка и литературы – участники Олимпиады «Хранители русского языка» – тоже посещают это место. В прошлом году одно из финальных испытаний заключалось в подготовке авторских методических разработок, посвященных творчеству великого писателя, в этом году итоговое задание было приурочено к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и было связано с посещением Музея обороны Тулы – еще одной важной достопримечательности этого города.

Любовь к книге зарождается в семье, а продолжается в школе

В рамках финальных мероприятий Олимпиады состоялась дискуссия «Говорить на одном языке: как литература объединяет детей и учителей». Обсуждение основывалось на результатах опроса более 1000 учителей-словесников, в нем приняли эксперты – редакторы и педагоги, детские писатели и учителя.

Опрос вскрыл важные проблемы, которые волнуют сегодня не только преподавателей русского языка и литературы, но и каждого неравнодушного человека. Литература – это культурный код нации, который объединяет разные поколения, позволяет сохранить их преемственность и возможность говорить на одном языке. То, что книги теряют свою былую ценность и не вызывают массового интереса среди подростков – не новая проблема, которая, пожалуй, с каждым годом становится все острее. Несмотря на это, современная литература, в том числе, адресованная детям и подросткам, пополняется новыми именами и произведениями.

Исследование показало, что 81% учителей-словесников интересуются современной литературой, причем 43% делают это по необходимости, исходя из требований профессии и стремления глубже разобраться в предмете, 38% – из любви к современной литературе. 17% не читают эти произведения, ссылаясь на большую нагрузку в школе. И только 2% считают книги современных авторов не достойными внимания.

38% советуют и предлагают детям список дополнительной литературы, 40% иногда рассказывают о современных авторах, 18% делают это крайне редко, остальные рекомендуют своим ученикам только классическую литературу.

Главный вопрос: как приобщить детей к чтению? Здесь мнения разделились: одни учителя считают, что старые методы (списки внеклассного чтения на летние каникулы) уже на работают, и действовать следует от противного, то есть вообще не навязывать ученикам никаких списков и предлагать им отдыхать в свое удовольствие. Такой прием может оказаться более эффективным, чем «обязаловка».

Учитель литературы училища Олимпийского резерва по хоккею (г. Ярославль) Оксана Сергеева ведет Телеграм-канал «Детские книги читать», в котором рассказывает о книжных новинках. На уроках она делится с учениками впечатлениями от прочитанных книг, но более действенным способом привлечения внимания к книгам она считает рассказы самих учеников о прочитанных ими произведениях. По ее словам, ребята с бОльшим энтузиазмом откликаются на рекомендации своих ровесников, чем на советы взрослых. Редактор и педагог, критик детской литературы, учредитель и эксперт литературного конкурса «Короткий список, или Саламандра» Ксения Молдавская поделилась опытом педагога-библиотекаря одной из Сергиево-Посадских гимназий, которая установила стенд «Перед этой книгой я снимаю шляпу», и это мотивировало детей приносить любимые книги. Некоторые учителя дарят на дни рождения своим ученикам книги и таким образом приобщают их к чтению.

И все же педагоги считают, что интерес к чтению зарождается в семье, школа может лишь продолжить эту традицию. Одна из проблем заключается в том, что домашние библиотеки стали исчезать: книги сдают в макулатуру, буккросинг и так далее. Между тем, как говорили некоторые словесники, работать на уроке с бумажной книгой гораздо удобнее, чем с электронной, потому что наиболее важные места можно отметить закладками. Когда дети это поняли, они стали сами покупать книги и приносить их на урок литературы.

Конечно, к числу нестареющих методов относится организация в школах читательских клубов и литературных гостиных.

Литература для подростков не должна избегать острых тем

Но какие бы оригинальные способы не придумывали учителя для приобщения детей к чтению, если жанр и тематика книги не интересны и не актуальны для подростка, он никогда не станет ее читать.

Какие темы должна затрагивать современная детская литература и входит ли в ее задачи освещать сложные, острые, «неудобные темы»? Детская писательница, автор книг «Папа ищет работу», «Квадратный тигр» и «Пафка и шкаф» отвечает на этот положительно. Она убеждена, что литература для подростков призвана отвечать на те вопросы, на которые не хотят или не могут ответить родители, или они не имеют авторитета в глазах своих детей, и в этом случае книга компенсирует отсутствие значимого взрослого.

Одиночество, разводы родителей, финансовые трудности в семье, отношения со взрослыми и сверстниками, дружба, предательство и травля, первая любовь и первые разочарования – все, что волнует детей в этом возрасте, должно стать предметом освещения в литературе, убеждена Валентина Филиппенко. И сама она старается следовать этим правилам в своем творчестве. Филолог, драматург, автор произведений «Чем мы занимались, пока вы учили нас жить», «Кажется, нам здесь не рады» Иван Бевз полагает, что нельзя забывать и о привлекательных для подростков жанрах – таких, как мифы, яркие приключенческие повести и рассказы с участием супергероев – все это, по его мнению, «отличный вход в практику чтения и в большую, глубокую литературу».


Валентина Филиппенко и Иван Бевз пишут книги для детей и подростков

Как бороться с подростковым сленгом?

Не могли участники дискуссии обойти вниманием и такую болезненную тему, как подростковый сленг. За последние два года он пополнился очередными «шедеврами новояза»: вайб, краш, кринж, душнила, рандомно, чиллить и так далее. Значения некоторых слов взрослые даже не могут объяснить, но в одном участники обсуждения были единодушны: от этой лексики следует избавляться, она не украшает русскую литературную речь. И здесь учителя русского языка и литературы в прямом смысле слова должны выступить в роли хранителей и защитников русского языка. Правда, есть одна особенность, которая облегчает решение этой задачи: эти неологизмы так же быстро входят в лексикон, как и отмирают. Например, слово «троллить» уже считается устаревшим, а мем «Превед Медвед», столь популярный в начале нулевых, уже практически полностью забыт. Кстати, писатели Валентина Филиппенко и Иван Бевз заявили, что они сознательно не включают подростковый сленг в свои произведения, полагая, что он должен оставаться за границами литературной речи.

Оксана Сергеева ведет борьбу с новоязом таким образом: она предлагает детям подобрать к модным мемам синонимы из литературного языка.

Правда, Иван Бевз считает, что полностью отказаться от новояза нельзя: есть слова, которые трудно заменить русскоязычными аналогами (например, «лайфхак») или замена возможна, но она представляет собой довольно тяжеловесное словосочетание (например, «торговые площадки» вместо маркетплейсов).

И главный вывод: детская книга будет полезной и востребованной только в том случае, если юный читатель понимает, что автор говорит конкретно с ним о важных

для него вещах и понимает сложность его переживаний; если в произведении решаются те же задачи и проблемы, которые ребёнок испытывает в своей жизни.

А вот как ответили педагоги – участники исследования о том, какую пользу приносит чтение художественной литературы: по их мнению, оно запускает рефлексию; стимулирует познавательный поиск; даёт примеры, на которые можно опереться, исследуя себя и жизнь; помогает развивать мышление, воображение, память; расширяет представления о настоящем мире и, наконец, просто приносит удовольствие.

Поддержать «неравнодушных, образованных, любящих дело своей жизни»

После дискуссии состоялась торжественная церемония награждения.

Надо отметить, что отбор финалистов был очень строгим, он проходил в три этапа: в первом, дистанционном, приняли участие 6 679 учителей русского языка из 89 субъектов РФ и заграншкол МИД России, на втором этапе в регионах соревновались уже 689 человек. Они отвечали на вопросы повышенной сложности по истории лингвистики, реформам русского языка и современной методике преподавания.

Третий, заключительный, очный этап прошел в Туле, в творческом индустриальном кластере «Октава», куда приехали 82 финалиста. Их испытания включали написание диктанта и подготовку авторских методических разработок, посвящённых 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Учителя также приняли участие в мастер-классах по искусственному интеллекту в образовании, посетили Ясную Поляну и Музей обороны Тулы.

«За 3 года участниками олимпиады стали более 28 тысяч учителей со всей России, из которых жюри каждый раз очень сложно выбрать победителей и лауреатов благотворительной программы. Мы видим много достойных людей – неравнодушных, образованных, любящих дело своей жизни – и всех их важно поддержать в выбранном пути. Мне бы очень хотелось, чтобы со временем в нашей стране появлялось как можно больше таких мероприятий и проектов – и частных, и государственных мер, направленных на самую главную профессию – школьного учителя», – поздравил победителей основатель фонда «Эмпатия» Михаил Шелков.


Михаил Михайлов делится своими впечатлениями об участии в конкурсе

Победителем олимпиады 2024 года стал учитель русского языка Московского государственного образовательного комплекса Михаил Михайлов.

В число призеров вошли: Трофимова Марина Сергеевна (Ленинградская область), Шадрина Наталья Владимировна (Воронежская область), Захарова Татьяна Владимировна (Самарская область), Воробьева Татьяна Владимировна (Московская область).

Пятерка, а также 30 следующих за ними в турнирной таблице педагогов получили вознаграждение от Благотворительного фонда «Эмпатия» в размере 50 тысяч рублей в месяц в течение всего 2025 года. Общий призовой фонд составил 21 млн рублей.

Михаил Михайлов – молодой педагог, который преподает русский язык и литературу в системе СПО. У него два образования: он окончил Краснодарский музыкальный колледж и Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке, и, по его собственным словам, провел внушительную часть своей жизни на сцене в качестве оперного певца, а потом получил педагогическое образование по специальности «учитель русского языка и литература» в Государственном университете просвещения. И все-таки отдал предпочтение педагогике. При этом он отмечает, что музыкальное образование ему как учителю очень пригодилось: во-первых, в течение нескольких часов занятий у него не устает голос, а, во-вторых, культурный бэкграунд, полученный им в музыкальной сфере, позволяет анализировать важные детали в художественных произведениях. Например, в «Собачьем сердце» он обращает внимание на то, что там упоминаются арии из оперы «Аида», а в пьесе Островского «Гроза» – народные песни.

Наталья Шадрина – одна из четырех призеров Олимпиады «Хранители русского языка». Кстати, в 2023 году она стала Учителем года города Воронежа, а до этого два года подряд была призером регионального этапа конкурса «Учитель года».

Наталья Шадрина, учитель русского языка и литературы школы № 51, город Воронеж

По ее мнению, Всероссийская профессиональная олимпиада «Хранители русского языка» отличается, прежде всего, душевным, трогательным отношением не только к людям, но и к русскому языку. Поэтому она ощущала себя очень комфортно в этой атмосфере. На вопрос о том, как заинтересовать детей чтением, какие она для этого использует особые приемы, она ответила так: « Сегодня во время дискуссии прозвучала очень здравая мысль, которой я руководствуюсь в своей работе: невозможно заставить детей читать, но можно сделать так, чтобы они этого захотели, и только пример семьи и пример учителя, когда мы начинаем взахлёб рассказывать о каком-то литературном произведении, способен вдохновить детей. Перед моим отъездом на олимпиаду ученик моего девятого класса сказал, что когда он читает книги сам по долгу отличника, ему это кажется скучным и неинтересным, а когда эти произведения обсуждаются на уроке, они открываются для него с новой стороны. Для меня это очень важная оценка. Конечно, изучая классическую литературу, некоторые вещи приходится «переводить с русского на русский», но если ребёнок заинтересован, и ему нужно объяснить какие-то детали, я потрачу чуть больше часов, а, может быть, и много часов на то, что заставило его задуматься и вызывало вопросы».

Пожелаем успехов учителям – участникам олимпиады. Хочется верить, что впереди их ждет много побед и достижений, а их ученики полюбят чтение и вырастут культурными людьми.

Фотографии предоставлены Благотворительным фондом «Эмпатия»

Об олимпиаде:

Всероссийская профессиональная олимпиада для учителей «Хранители русского языка» проводится в третий раз. Всего с 2022 года в олимпиаде приняли участие более 28 тысяч педагогов со всей страны, а также из заграншкол МИД России. С 2023 года финальный этап Олимпиады проходит в Туле на базе Творческого индустриального кластера «Октава», организаторами выступают Государственный университет просвещения и Благотворительный фонд «Эмпатия» Михаила Шелкова.

Впервые в этом году к участию в олимпиаде приглашались также студенты 3–4 курсов факультета русской филологии Государственного университета просвещения. 5 лауреатов олимпиады для студентов будут удостоены специальной стипендии.

О фонде «Эмпатия»:

Благотворительный фонд «Эмпатия» создан в 2020 году предпринимателем Михаилом Шелковым. Фонд работает по нескольким направлениям: каждый месяц финансово поддерживает более 1300 школьных учителей и воспитателей детских садов в Свердловской области, проводит конкурс «Призвание – учить!» среди учителей Тульской и Самарской областей, а с 2023 года – всероссийский конкурс для учителей русского языка. Для молодежи фонд организует региональный отбор олимпиады «Умницы и умники» на Урале, реализует совместные программы с МФТИ, а также награждает талантливых детей грантами за успехи в учебе и спорте.

О кластере «Октава»

Творческий индустриальный кластер «Октава» – креативное пространство в центре Тулы, открытое при поддержке частного инвестора Михаила Шелкова на базе одноименного действующего завода в апреле 2018 года. Здесь можно сходить на выставку современного искусства, получить навыки в Высшей технической школе, услышать самую актуальную музыку, провести время с книгой в современной библиотеке, познакомиться в мультимедийном Музее станка с историей промышленности Тулы и России. Специально для креативной молодежи (от 13 до 18 лет) в кластере создали новое направление – «ОКТАВА_Ю», где можно учиться и отдыхать. Резиденты «Октавы»: проект «Книги на Октаве», включающий в себя библиотеку, лекторий и книжный магазин, Высшая техническая школа, техлаб Pro.Парк, студия звукозаписи Oktava Lab, коворкинг.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube