В конце года принято подводить итоги, система образования не исключение, хотя календарный год в школах и вузах не совпадает с учебным. Одним из таких знаковых событий стало подведение итогов Всероссийской профессиональной олимпиады для учителей «Хранители русского языка», которая проводится уже в третий раз, организаторами выступают Государственный университет просвещения и Благотворительный фонд «Эмпатия» Михаила Шелкова.
Финальные испытания и торжественная церемония награждения состоялись в Туле с 4 по 6 декабря. Заключительный этап Олимпиады проходит в этом городе уже второй раз, и это не случайно: Тула – это литературная Мекка, ежегодно сюда устремляются туристы со всей страны и из-за рубежа, чтобы побывать в имении Льва Толстого – Ясной Поляне. И, конечно, учителя русского языка и литературы – участники Олимпиады «Хранители русского языка» – тоже посещают это место. В прошлом году одно из финальных испытаний заключалось в подготовке авторских методических разработок, посвященных творчеству великого писателя, в этом году итоговое задание было приурочено к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и было связано с посещением Музея обороны Тулы – еще одной важной достопримечательности этого города.
Любовь к книге зарождается в семье, а продолжается в школе
В рамках финальных мероприятий Олимпиады состоялась дискуссия «Говорить на одном языке: как литература объединяет детей и учителей». Обсуждение основывалось на результатах опроса более 1000 учителей-словесников, в нем приняли эксперты – редакторы и педагоги, детские писатели и учителя.
Опрос вскрыл важные проблемы, которые волнуют сегодня не только преподавателей русского языка и литературы, но и каждого неравнодушного человека. Литература – это культурный код нации, который объединяет разные поколения, позволяет сохранить их преемственность и возможность говорить на одном языке. То, что книги теряют свою былую ценность и не вызывают массового интереса среди подростков – не новая проблема, которая, пожалуй, с каждым годом становится все острее. Несмотря на это, современная литература, в том числе, адресованная детям и подросткам, пополняется новыми именами и произведениями.
Исследование показало, что 81% учителей-словесников интересуются современной литературой, причем 43% делают это по необходимости, исходя из требований профессии и стремления глубже разобраться в предмете, 38% – из любви к современной литературе. 17% не читают эти произведения, ссылаясь на большую нагрузку в школе. И только 2% считают книги современных авторов не достойными внимания.
38% советуют и предлагают детям список дополнительной литературы, 40% иногда рассказывают о современных авторах, 18% делают это крайне редко, остальные рекомендуют своим ученикам только классическую литературу.
Главный вопрос: как приобщить детей к чтению? Здесь мнения разделились: одни учителя считают, что старые методы (списки внеклассного чтения на летние каникулы) уже на работают, и действовать следует от противного, то есть вообще не навязывать ученикам никаких списков и предлагать им отдыхать в свое удовольствие. Такой прием может оказаться более эффективным, чем «обязаловка».
Учитель литературы училища Олимпийского резерва по хоккею (г. Ярославль) Оксана Сергеева ведет Телеграм-канал «Детские книги читать», в котором рассказывает о книжных новинках. На уроках она делится с учениками впечатлениями от прочитанных книг, но более действенным способом привлечения внимания к книгам она считает рассказы самих учеников о прочитанных ими произведениях. По ее словам, ребята с бОльшим энтузиазмом откликаются на рекомендации своих ровесников, чем на советы взрослых. Редактор и педагог, критик детской литературы, учредитель и эксперт литературного конкурса «Короткий список, или Саламандра» Ксения Молдавская поделилась опытом педагога-библиотекаря одной из Сергиево-Посадских гимназий, которая установила стенд «Перед этой книгой я снимаю шляпу», и это мотивировало детей приносить любимые книги. Некоторые учителя дарят на дни рождения своим ученикам книги и таким образом приобщают их к чтению.
И все же педагоги считают, что интерес к чтению зарождается в семье, школа может лишь продолжить эту традицию. Одна из проблем заключается в том, что домашние библиотеки стали исчезать: книги сдают в макулатуру, буккросинг и так далее. Между тем, как говорили некоторые словесники, работать на уроке с бумажной книгой гораздо удобнее, чем с электронной, потому что наиболее важные места можно отметить закладками. Когда дети это поняли, они стали сами покупать книги и приносить их на урок литературы.
Конечно, к числу нестареющих методов относится организация в школах читательских клубов и литературных гостиных.
Литература для подростков не должна избегать острых тем
Но какие бы оригинальные способы не придумывали учителя для приобщения детей к чтению, если жанр и тематика книги не интересны и не актуальны для подростка, он никогда не станет ее читать.
Какие темы должна затрагивать современная детская литература и входит ли в ее задачи освещать сложные, острые, «неудобные темы»? Детская писательница, автор книг «Папа ищет работу», «Квадратный тигр» и «Пафка и шкаф» отвечает на этот положительно. Она убеждена, что литература для подростков призвана отвечать на те вопросы, на которые не хотят или не могут ответить родители, или они не имеют авторитета в глазах своих детей, и в этом случае книга компенсирует отсутствие значимого взрослого.
Одиночество, разводы родителей, финансовые трудности в семье, отношения со взрослыми и сверстниками, дружба, предательство и травля, первая любовь и первые разочарования – все, что волнует детей в этом возрасте, должно стать предметом освещения в литературе, убеждена Валентина Филиппенко. И сама она старается следовать этим правилам в своем творчестве. Филолог, драматург, автор произведений «Чем мы занимались, пока вы учили нас жить», «Кажется, нам здесь не рады» Иван Бевз полагает, что нельзя забывать и о привлекательных для подростков жанрах – таких, как мифы, яркие приключенческие повести и рассказы с участием супергероев – все это, по его мнению, «отличный вход в практику чтения и в большую, глубокую литературу».
Валентина Филиппенко и Иван Бевз пишут книги для детей и подростков
Как бороться с подростковым сленгом?
Не могли участники дискуссии обойти вниманием и такую болезненную тему, как подростковый сленг. За последние два года он пополнился очередными «шедеврами новояза»: вайб, краш, кринж, душнила, рандомно, чиллить и так далее. Значения некоторых слов взрослые даже не могут объяснить, но в одном участники обсуждения были единодушны: от этой лексики следует избавляться, она не украшает русскую литературную речь. И здесь учителя русского языка и литературы в прямом смысле слова должны выступить в роли хранителей и защитников русского языка. Правда, есть одна особенность, которая облегчает решение этой задачи: эти неологизмы так же быстро входят в лексикон, как и отмирают. Например, слово «троллить» уже считается устаревшим, а мем «Превед Медвед», столь популярный в начале нулевых, уже практически полностью забыт. Кстати, писатели Валентина Филиппенко и Иван Бевз заявили, что они сознательно не включают подростковый сленг в свои произведения, полагая, что он должен оставаться за границами литературной речи.
Оксана Сергеева ведет борьбу с новоязом таким образом: она предлагает детям подобрать к модным мемам синонимы из литературного языка.
Правда, Иван Бевз считает, что полностью отказаться от новояза нельзя: есть слова, которые трудно заменить русскоязычными аналогами (например, «лайфхак») или замена возможна, но она представляет собой довольно тяжеловесное словосочетание (например, «торговые площадки» вместо маркетплейсов).
И главный вывод: детская книга будет полезной и востребованной только в том случае, если юный читатель понимает, что автор говорит конкретно с ним о важных
для него вещах и понимает сложность его переживаний; если в произведении решаются те же задачи и проблемы, которые ребёнок испытывает в своей жизни.
А вот как ответили педагоги – участники исследования о том, какую пользу приносит чтение художественной литературы: по их мнению, оно запускает рефлексию; стимулирует познавательный поиск; даёт примеры, на которые можно опереться, исследуя себя и жизнь; помогает развивать мышление, воображение, память; расширяет представления о настоящем мире и, наконец, просто приносит удовольствие.
Поддержать «неравнодушных, образованных, любящих дело своей жизни»
После дискуссии состоялась торжественная церемония награждения.
Надо отметить, что отбор финалистов был очень строгим, он проходил в три этапа: в первом, дистанционном, приняли участие 6 679 учителей русского языка из 89 субъектов РФ и заграншкол МИД России, на втором этапе в регионах соревновались уже 689 человек. Они отвечали на вопросы повышенной сложности по истории лингвистики, реформам русского языка и современной методике преподавания.
Третий, заключительный, очный этап прошел в Туле, в творческом индустриальном кластере «Октава», куда приехали 82 финалиста. Их испытания включали написание диктанта и подготовку авторских методических разработок, посвящённых 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Учителя также приняли участие в мастер-классах по искусственному интеллекту в образовании, посетили Ясную Поляну и Музей обороны Тулы.
«За 3 года участниками олимпиады стали более 28 тысяч учителей со всей России, из которых жюри каждый раз очень сложно выбрать победителей и лауреатов благотворительной программы. Мы видим много достойных людей – неравнодушных, образованных, любящих дело своей жизни – и всех их важно поддержать в выбранном пути. Мне бы очень хотелось, чтобы со временем в нашей стране появлялось как можно больше таких мероприятий и проектов – и частных, и государственных мер, направленных на самую главную профессию – школьного учителя», – поздравил победителей основатель фонда «Эмпатия» Михаил Шелков.
Михаил Михайлов делится своими впечатлениями об участии в конкурсе
Победителем олимпиады 2024 года стал учитель русского языка Московского государственного образовательного комплекса Михаил Михайлов.
В число призеров вошли: Трофимова Марина Сергеевна (Ленинградская область), Шадрина Наталья Владимировна (Воронежская область), Захарова Татьяна Владимировна (Самарская область), Воробьева Татьяна Владимировна (Московская область).
Пятерка, а также 30 следующих за ними в турнирной таблице педагогов получили вознаграждение от Благотворительного фонда «Эмпатия» в размере 50 тысяч рублей в месяц в течение всего 2025 года. Общий призовой фонд составил 21 млн рублей.
Михаил Михайлов – молодой педагог, который преподает русский язык и литературу в системе СПО. У него два образования: он окончил Краснодарский музыкальный колледж и Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке, и, по его собственным словам, провел внушительную часть своей жизни на сцене в качестве оперного певца, а потом получил педагогическое образование по специальности «учитель русского языка и литература» в Государственном университете просвещения. И все-таки отдал предпочтение педагогике. При этом он отмечает, что музыкальное образование ему как учителю очень пригодилось: во-первых, в течение нескольких часов занятий у него не устает голос, а, во-вторых, культурный бэкграунд, полученный им в музыкальной сфере, позволяет анализировать важные детали в художественных произведениях. Например, в «Собачьем сердце» он обращает внимание на то, что там упоминаются арии из оперы «Аида», а в пьесе Островского «Гроза» – народные песни.
Наталья Шадрина – одна из четырех призеров Олимпиады «Хранители русского языка». Кстати, в 2023 году она стала Учителем года города Воронежа, а до этого два года подряд была призером регионального этапа конкурса «Учитель года».
Наталья Шадрина, учитель русского языка и литературы школы № 51, город Воронеж
По ее мнению, Всероссийская профессиональная олимпиада «Хранители русского языка» отличается, прежде всего, душевным, трогательным отношением не только к людям, но и к русскому языку. Поэтому она ощущала себя очень комфортно в этой атмосфере. На вопрос о том, как заинтересовать детей чтением, какие она для этого использует особые приемы, она ответила так: « Сегодня во время дискуссии прозвучала очень здравая мысль, которой я руководствуюсь в своей работе: невозможно заставить детей читать, но можно сделать так, чтобы они этого захотели, и только пример семьи и пример учителя, когда мы начинаем взахлёб рассказывать о каком-то литературном произведении, способен вдохновить детей. Перед моим отъездом на олимпиаду ученик моего девятого класса сказал, что когда он читает книги сам по долгу отличника, ему это кажется скучным и неинтересным, а когда эти произведения обсуждаются на уроке, они открываются для него с новой стороны. Для меня это очень важная оценка. Конечно, изучая классическую литературу, некоторые вещи приходится «переводить с русского на русский», но если ребёнок заинтересован, и ему нужно объяснить какие-то детали, я потрачу чуть больше часов, а, может быть, и много часов на то, что заставило его задуматься и вызывало вопросы».
Пожелаем успехов учителям – участникам олимпиады. Хочется верить, что впереди их ждет много побед и достижений, а их ученики полюбят чтение и вырастут культурными людьми.
Фотографии предоставлены Благотворительным фондом «Эмпатия»
Об олимпиаде:
Всероссийская профессиональная олимпиада для учителей «Хранители русского языка» проводится в третий раз. Всего с 2022 года в олимпиаде приняли участие более 28 тысяч педагогов со всей страны, а также из заграншкол МИД России. С 2023 года финальный этап Олимпиады проходит в Туле на базе Творческого индустриального кластера «Октава», организаторами выступают Государственный университет просвещения и Благотворительный фонд «Эмпатия» Михаила Шелкова.
Впервые в этом году к участию в олимпиаде приглашались также студенты 3–4 курсов факультета русской филологии Государственного университета просвещения. 5 лауреатов олимпиады для студентов будут удостоены специальной стипендии.
О фонде «Эмпатия»:
Благотворительный фонд «Эмпатия» создан в 2020 году предпринимателем Михаилом Шелковым. Фонд работает по нескольким направлениям: каждый месяц финансово поддерживает более 1300 школьных учителей и воспитателей детских садов в Свердловской области, проводит конкурс «Призвание – учить!» среди учителей Тульской и Самарской областей, а с 2023 года – всероссийский конкурс для учителей русского языка. Для молодежи фонд организует региональный отбор олимпиады «Умницы и умники» на Урале, реализует совместные программы с МФТИ, а также награждает талантливых детей грантами за успехи в учебе и спорте.
О кластере «Октава»
Творческий индустриальный кластер «Октава» – креативное пространство в центре Тулы, открытое при поддержке частного инвестора Михаила Шелкова на базе одноименного действующего завода в апреле 2018 года. Здесь можно сходить на выставку современного искусства, получить навыки в Высшей технической школе, услышать самую актуальную музыку, провести время с книгой в современной библиотеке, познакомиться в мультимедийном Музее станка с историей промышленности Тулы и России. Специально для креативной молодежи (от 13 до 18 лет) в кластере создали новое направление – «ОКТАВА_Ю», где можно учиться и отдыхать. Резиденты «Октавы»: проект «Книги на Октаве», включающий в себя библиотеку, лекторий и книжный магазин, Высшая техническая школа, техлаб Pro.Парк, студия звукозаписи Oktava Lab, коворкинг.