В чем заключается работа школьного психолога, что подразумевает принцип конфиденциальности, что сообщат родителям и, главное, как самому ребенку узнать итог пройденных опросов и анкетирования – на эти и другие вопросы отвечает московский психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования Москвы Давид Майлян.
Психологическое тестирование школьников стало неотъемлемой частью работы образовательных организаций Москвы. Адаптация и профориентация, мотивация к учебе и тревожность, уровень сплоченности класса – это далеко не полный перечень направлений, по которым можно провести исследование в условиях школы. И каждый раз глобальная цель будет едина – использовать результаты тестирования для создания оптимальных условий обучения каждому ребенку, способствующих развитию его способностей и коррекции возникающих трудностей.
Психологическое тестирование до сих пор вызывает множество вопросов у детей и их родителей. На наиболее частые ответил педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра столичного Департамента образования и науки Давид Майлян.
1. В чем заключается принцип конфиденциальности при оказании психолого-педагогической помощи? Как этот принцип применим в школе?
Конфиденциальность – это принцип, согласно которому информация, полученная в ходе психолого-педагогического взаимодействия, не может быть передана третьим лицам без согласия самого человека. Этот принцип – один из основных в работе психологов.
Принцип конфиденциальности в школе применяется для обеспечения безопасности и защиты личных данных учащихся и педагогов. Он подразумевает, что вся информация, полученная в ходе психолого-педагогического взаимодействия, будет использоваться только в профессиональных целях и не будет передана другим людям без разрешения. Это касается как устных обсуждений, так и записей, сделанных во время консультаций или занятий.
Применение принципа конфиденциальности помогает создать доверительную атмосферу, в которой ученики могут свободно делиться своими мыслями и чувствами, зная, что их личная информация останется в тайне. Это особенно важно при обсуждении сложных тем, таких как личные проблемы, конфликты или травматические события.
Однако существуют исключения из принципа конфиденциальности. Например, если специалист подозревает, что ситуация представляет угрозу для школьника или других людей, то может нарушить конфиденциальность и сообщить об этом администрации образовательной организации. Также психолог может поделиться информацией с родителями или опекунами несовершеннолетнего, если это необходимо с точки зрения безопасности ребенка.
2. В классе провели психологическое тестирование. Может ли школьник узнать свои результаты, как? А узнать результаты друзей или всего класса?
Каждый ученик может ознакомиться со своими результатами тестирования. Чтобы узнать их, нужно обратиться к классному руководителю или школьному психологу. Что касается возможности узнать результаты друзей или всего класса, то важно помнить, что доступ к таким сведениям ограничен.
Итоги исследования предоставляются только индивидуально, чтобы обеспечить защиту личной информации каждого ученика и соблюсти принцип конфиденциальности.
В связи с этим, узнать можно только свои результаты, а также попросить психолога разъяснить, о чем эти результаты говорят, что требует внимания, как знания о самом себе могут помочь школьнику.
3. Могут ли быть доступны учителям и классному руководителю результаты тестирования?
Если результаты тестирования предназначены для использования в образовательных целях или для улучшения учебного процесса, то они в обобщенном виде могут быть доступны педагогам и администрации школы для анализа и разработки стратегий обучения. Это связано с тем, что учителя должны иметь представление об эмоциональном состоянии своих учеников, чтобы эффективнее организовать образовательный процесс.
Учителя и классные руководители не могут видеть абсолютно все данные, полученные в результате тестирования. Психолог предоставляет им обобщенную информацию о результатах учеников, например, уровень тревожности в классе, без указания личности ребенка.
Получить бесплатную консультацию психолога по вопросам развития и воспитания ребенка, укрепления детско-родительских отношений можно, позвонив в Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы по телефону 8-800-250-11-91 или заполнив онлайн-форму на сайте ГППЦ.
Информирование столичных учащихся и их родителей о психологических подходах к конструктивному общению, самореализации и проведению досуга способствует укреплению семейных отношений и повышению уровня самооценки и эффективности ребенка, а также соответствует целям проекта «Современное образование» национального проекта «Образование».