Качество образования // Тема дня

Дмитрий Фишбейн: «Цель нашего образования в том, чтобы ребенок самостоятельно искал ответы на свои вопросы»


Дмитрий Фишбейн: «Цель нашего образования в том, чтобы ребенок самостоятельно искал ответы на свои вопросы»

1 сентября 2024 года в крупнейшем инновационном центре России – Сколково – открылась частная школа «СКОЛКА», образовательная модель которой основана на принципах complex learning (комплексное обучение). Такой подход предполагает решение реальных задач, позволяет ученикам получить опыт через практику и понять взаимосвязь с будущей деятельностью.

Миссия школы – сформировать самостоятельных, разносторонних, ответственных молодых людей, которые осознанно выберут свой путь в сфере высокотехнологичных индустрий.

В фокусе внимания СКОЛКИ – 4 индустрии будущего: биотех, ИТ/ИИ (информационные технологии/искусственный интеллект), креатив и космос. Эти направления легли в основу обучения в новой школе.

В многофункциональных пространствах кампуса площадью 18 000 м2 учащиеся смогут проводить эксперименты, развивать собственные проекты, заниматься творчеством и исследовать свой потенциал. Директор СКОЛКИ Дмитрий Фишбейн – человек, хорошо известный в системе образования, – до этого руководил лицеем НИУ ВШЭ, одним из первых предуниверсариев в стране.

О том, что заставило его поменять свои карьерные планы, об уникальности СКОЛКИ и ее будущих выпускниках Дмитрий Ефимович рассказывает в интервью «Вестям образования».


– В прошлом году вы ушли из лицея Вышки, где успешно проработали более семи лет, ученики очень просили вас остаться. В чем заключалась причина такого решения?

– Для этого было три причины. Во-первых, руководство любыми проектами, в том числе в образовании, должно ограничиваться какими-то сроками, иначе неизбежно возникают негативные эффекты. Во-вторых, почти за 8 лет моей деятельности на посту директора лицея НИУ ВШЭ мы реализовали бóльшую часть задуманного и представили в книге «Лицей НИУ ВШЭ. Десятилетний опыт и возможности масштабирования», после этого было необходимо «перезагружать» проект, что должны были делать, как мне виделось, другие люди. И, в-третьих, появился очень интересный вызов, который захотелось принять: я имею в виду предложение занять должность директора школы «СКОЛКА».

Одним из основных мотивов для моего перехода стал шанс на создание проекта «с нуля», так как школа, директором которой я стал, находилась еще на стадии строительства и открылась только 1 сентября этого года.

До этого у меня не было возможности возглавить подобный проект, да и вообще такая возможность выпадает редко: чаще всего директор приходит в устоявшуюся конструкцию, что сопряжено с определенными сложностями. В школе «СКОЛКА» у нас есть возможность построить образовательную модель на основе тех принципов, ценностей и подходов, которые представляются наиболее оптимальными нам с командой.

Директор школы «СКОЛКА» Дмитрий Фишбейн

– Как правило, главным инициатором образовательной модели частной школы становится ее учредитель. Как было в вашем случае? Учредитель школы «СКОЛКА» Андрей Комаров предложил вам уже готовую концепцию, или вы ее разрабатывали совместными усилиями?

– Идея однозначно принадлежит Андрею Ильичу Комарову – предпринимателю, визионеру, меценату, который до этого момента очень серьезно занимался не только бизнесом, но и реформированием системы профессионального образования. Им были созданы 4 колледжа, из опыта которых вырос федеральный проект «Профессионалитет». Андрей Ильич сформулировал основные направления развития школы и ожидаемые результаты, а мы добавили свои идеи и спроектировали модель практической реализации. Кстати, наша концепция может быть осуществлена не только в нашей школе, но и послужить моделью для других.

– Можно ли сказать, что главная идея СКОЛКИ – в объединении общего и среднего профессионального образования, поскольку дети будут не только изучать основы наук, но и получать определенную профессию при выходе из школы? И будете ли вы использовать опыт, накопленный вами в лицее НИУ ВШЭ?

– Нет, мы не ставим задачу получения ребенком профессии. Что касается лицея, то мы считали, что одним из важнейших результатов школьного образования должна быть самореализация ребенка и его ответственный выбор своего жизненного пути. Подобная идея лежит и в основе концепции школы «СКОЛКА», но при этом способ ее реализации совсем другой: если в лицее был сделан акцент на скорее теоретическое знание, то здесь – на практический разнообразный опыт и пробы, которые приводят к самоопределению, формированию у подростка адекватного представления о своей взрослой жизни, о том, в какой сфере, в какой компании, в каком городе, среди каких людей ему хотелось бы работать и жить, чтобы быть счастливым.

– А как это будет происходить на практике?

– Мы полагаем, что 11 лет школьного образования логично делить на 4 ступени. Первая – это начальная школа с 1 по 4 классы. В этот период главная задача – научить ребенка учиться, но при этом в игровом формате дать первоначальные представления о ведущих индустриях. Второй этап – с 5 по 7 классы – ключевой с точки зрения первичного самоопределения ребенка по отношению к тому или другому типу деятельности. На этом уровне ребята достаточно подробно познакомятся с лабораториями школы, научатся работать с высокотехнологичным оборудованием и выполнят индивидуальные учебные проекты в лаборатории. И в конце 7 класса они, соответственно, выберут одно из индустриальных направлений.

В 8–9 классах наступает третий этап – освоение углубленных предметов и индустриальных курсов, включение в индустриальные цепочки и решение практических кейсов от компаний-партнеров школы.

После этого ученики выбирают для себя дальнейшую траекторию: продолжить обучение в школе или выбрать колледж, а, может быть, и выйти сразу на рынок труда, если учащийся остаётся в школе, то в 10–11 классах продолжает освоение учебных предметов углубленного уровня по выбранному профилю индустрии, знакомится с современными бизнес-инструментами и учится выводить свой научный или бизнес-проект на рынок, сделав его конкурентоспособным и востребованным для подходящей целевой аудитории; участвует в различных акселераторах (программах, которые помогают стартапам повысить эффективность работы и быстрее выйти на рынок), в презентациях своих проектов потенциальным инвесторам, клиентам или партнёрам. И тогда к концу 11 класса выпускник не только свободно ориентируется в рыночной тематике, но и потенциально готов к предпринимательству в той или иной сфере. Вот так выглядит наша образовательная модель.

Директор школы и ученики первых классов
дают первый звонок на празднике «СКОЛКА.НАЧАЛО»

– У вашей школы есть индустриальные партнеры – от «Союзмультфильма» до «Роскосмоса». В чем заключается их роль: они просто предоставляют свои площадки для школьников, чтобы дети там изучали особенности производства? Или они предлагают для решения кейсы, ведут проекты, как это было в школах РОСНАНО и «Росатома»?

– Нет, это не совсем так. Давайте я приведу один пример. У нас есть партнер – компания «Сплат», которая выпускает зубные пасты. И давайте себе представим, что эта компания приходит к 10-летним детям, раскладывает перед ними все свои зубные пасты и спрашивает их, нравится ли им эта продукция. С большой вероятностью ребята говорят, что эти ваши «прекрасные» лечебные травы – это совсем не та зубная паста, которая нужна, и мы хотим сделать свою. Но как только ребята начнут решать такого рода практические задачи, они столкнутся с явной нехваткой знаний. И тогда они должны вернуться на урок биологии или на урок математики за этими знаниями.

В этот момент происходит важнейшая связка между академическими знаниями и применением их в реальной действительности.

Но тогда программа учебной дисциплины (биология в данном случае) должна иметь не только содержание Федерального государственного образовательного стандарта, но еще дополнительную часть. Поэтому первая роль индустриального партнера у нас в школе заключается в экспертизе программ учебных дисциплин на степень их актуальности, востребованности и соответствия тем трендам, которые сейчас существуют в той или иной сфере. Вторая задача работников индустриальной компании заключается в том, чтобы стать наставниками для детей по сопровождению в индустриальной цепочке в восьмом-девятом классах. Появляется фигура другого значимого взрослого, которая очень важна для детей. Третья миссия – экскурсионно-просветительская деятельность, направленная на знакомство с предприятиями. И четвертой задачей и ролью индустриальной компании является предоставление возможности прохождения стажировки на конкретном рабочем месте – как групповой, так и индивидуальной.

– Не слишком ли жесткая модель образования с ранней профориентацией? Одобряют ли родители эту концепцию, насколько она им интересна?

– Сложно ответить однозначно на ваш вопрос, но судя по тому, что мы при первом приеме получили примерно 600 заявок от родителей на диагностику, то есть на потенциальный прием в школу, мне кажется, многим это интересно. По крайней мере, я верю в то, что становится все больше и больше родителей, которые не хотят навязывать детям свои представления об их будущем, желая найти для них такую среду, где через собственную деятельность они бы сформировали свое мнение про себя и про то, чем они хотят заниматься и как жить.

– А как проходит отбор в вашу школу? На сайте уже опубликован лист ожидания – это означает, что не всех желающих смогли принять. На какое максимальное число учащихся рассчитана ваша школа?

– Концепция школы заключается в том, что уровень академических знаний ребенка не является для нас главным критерием при приеме в школу. У нас нет вступительных испытаний, вместо этого мы используем многокомпонентную диагностику, включающую, конечно, в том числе и проверку академических знаний, но основные ее части – психолого-педагогическая и анализ уровня развития так называемых новых грамотностей – критического и креативного мышления, навыков коммуникации и саморегуляции. Поэтому мы можем в рамках набора принять детей со средним академическим уровнем, но с развитыми метаумениями. В этом смысле мы не селективная школа, и наш взгляд на ребят, как нам видится, более широкий и разносторонний.

Проектная мощность нашей школы – 825 учащихся с 1 по 11 классы. На данный момент мы приняли 340 учащихся во все классы, кроме 11-го.

– У вас будет школа-пансион или полупансион?

– У нас в школе не будет пансиона, нам эта идея видится спорной для школьного возраста. Скорее, по традиционной классификации у нас школа полного дня, которая работает с 8 утра до 8 вечера. Кто-то из учеников живет в шаговой доступности, кого-то привозит школьный транспорт, кого-то родители.

– В новой школе не только ученический, но и педагогический коллектив создается «с нуля». По каким критериям происходит отбор учителей и какие главные требования к ним предъявляются? Вот в одном из интервью Вы сказали, что у учителя должно быть какое-то хобби, то есть вы обращаете внимание на его кругозор?

– Несомненно, у нас есть определенные требования к педагогическому коллективу, который у нас сейчас работает. И я бы сказал, что это чуть шире и глубже того, о чем вы говорите. Еще зимой, пока школа достраивалась, мы запустили отдельный проект «СКОЛКА ЭКСПЕРТ», предложив широкому кругу педагогического сообщества разработанные нами совместно с партнёрами программы семинаров и тренингов, которые они могли пройти на конкурсной основе. Эти программы выполняли роль «предквалификации» и были направлены на проверку того, насколько они готовы работать в формате комплексного (практикоориентированного) подхода. По результатам этих программ были отобраны учителя.

– Какими методиками должен владеть учитель вашей школы, и что его отличает от других?

– Лучше я скажу о том, чего не должен делать учитель нашей школы. Учитель нашей школы редко должен давать ответ на вопрос, который задал ребенок. Цель нашего образования в том, чтобы ребенок самостоятельно искал ответы на свои вопросы: собирал и анализировал необходимую информацию, ставил эксперименты и делал бы собственные выводы, а учитель помогал бы ему сконструировать этот эксперимент, понять, как анализировать данные, объяснить, что такое релевантность выводов и так далее. Это даже не тьюторская позиция, это позиция человека, который организует групповую и индивидуальную практикоориентированную деятельность детей с целью достижения определенных результатов. С нашей точки зрения, одним из главных мотивов освоения какого-то знания для ребенка является его живой интерес и понимание применения этого знания. Приведу намеренно упрощённый пример. Сейчас, когда разговариваешь с ребятами и спрашиваешь их, зачем в школе учат дроби и проценты, у них нет ответа на этот вопрос. Если же мы предлагаем ученику выполнить проект с выводом продукта на рынок, и там потребуется сформировать бюджет, то для этого ему придется узнать, что такое НДС и НДФЛ, научиться их подсчёту и т.п. И если он допустит ошибку в расчете процентов и дробей, то просто прогорит.

– Если посмотреть на сайт школы «СКОЛКА», то можно увидеть в ее составе несколько необычных подразделений: Департамент образовательных возможностей, Департамент социального самочувствия, Центр благополучия подростка. С чем связано создание таких структур?

– Во-первых, несомненно то, что одним из важнейших условий самореализации является положительное самоощущение ребенка. То, что называется well-being, или социальное самочувствие, или индекс счастья.

Ребенок может быть умным и умелым, но при этом несчастным. Поэтому ему необходимо научиться работать со своим телом как с точки зрения физического воспитания, так и овладения психоэмоциональными практиками, чтобы вводить себя в эффективные режимы, преодолевать депрессивные состояния, находить поддержку со стороны близких и друзей. Все эти элементы являются важнейшими навыками для успешной социализации ребенка.

Поэтому у нас есть структура, так специально и названная – департамент социального самочувствия. Во-вторых, мы уверены в том, что все меньше и меньше решений должно приниматься на основе интуиции и ощущений, и все больше – на основе данных, которые добываются в процессе аналитической работы, мониторингов, лонгитюдных исследований. С этой целью мы создали в СКОЛКЕ отдельный аналитический центр, результаты работы которого должны использоваться всеми членами школьного коллектива.

– Насколько, по вашему мнению, важна атмосфера школы, ее уклад и традиции? Вы будете уделять внимание этой стороне школьной жизни?

– Конечно, будем. Но спорно, по-моему, полагать, что это единственный важный фактор. Когда дети в школе учатся без мотивации, не претендуя на высокие образовательные результаты, а школа говорит, что зато у нас атмосфера хорошая – это плохая история. Поэтому атмосфера должна быть не только и не столько душевной, сколько эффективной, рабочей и содержательной. В основе практически любого аспекта школьной жизни ребенка должна лежать деятельность и возможность учащегося влиять на свою траекторию.

Например, меню нашей школьной столовой предоставляет на выбор несколько блюд, о каждом из которых содержится информация в специальной программе (количество калорий, основные ингредиенты и т.д.). Если ребенок начнет анализировать, как меняется его самочувствие в зависимости от выбранного им рациона питания, то он освоит навыки, необходимые не только для жизни, но и для учебы. Вот такие элементы должны пронизывать всю образовательную структуру и атмосферу школы.

Преподавательский коворкинг

– В концепции вашей школы есть понятие «событийность». Какие события планируются в СКОЛКЕ, и на чем вы собираетесь делать акцент в воспитании детей?

– «Событие» – это не просто синоним слова «мероприятие». Правильнее было сказать «со-бытие», поскольку основная логика использования этого понятия заключается в совместном проектировании с детьми всех тех активностей, выездов и так далее, которые в школе происходят. В этом плане основой воспитательной модели становится совместная деятельность, потому что, с нашей точки зрения, именно в этом случае возникают важнейшие воспитательные моменты, связанные с мерой свободы и уважения к другим интересам, к иным типам поведения, с кооперацией и коммуникацией. Приведу ещё один пример: когда мы готовили здание к учебному году, то большую часть стен в коридорах намеренно оставили пустыми, просто покрасив в белый цвет. Мы хотим предоставить ребятам возможность самим спроектировать эти пространства.

– Есть очень интересный опыт Школы будущего Калининградской области, где практикуются образовательные путешествия и экспедиции, волонтерство, обмены и взаимные стажировки с участием других инновационных школ-партнеров. Вас привлекают такие форматы?

– Очень хороший и успешно реализованный на практике опыт. Несомненно, мы что-то используем в своей школе, но в другом разрезе. Мы планируем организовывать индустриально-образовательные выезды, цель которых не только исследовать культурно-исторические объекты, но и погружаться в примеры практической реализации технологических решений. Например, планируем поездку в Великий Новгород, который славится памятниками старины, а также там расположено одно из высокотехнологичных производств нашего партнера, на котором выпускается различная упаковка (например, корма для животных). Нам кажется, что ребятам будет интересно и полезно увидеть современное производство и понять, как сплетены сейчас инженерия и дизайн, например.

– У вашей школы, надо признать, совершенно особые возможности: и специально организованная среда, и индустриальные партнеры, и высококвалифицированные учителя, и авторские программы. На сайте школы написано, что вы будете готовить специалистов для высокотехнологичных отраслей, то есть элиту общества?

– Это не совсем так. Мы скорее хотим создать школу, которая бы ориентировалась не на амбиции родителей, не на престижные и высокооплачиваемые профессии, а на то, чтобы ребенок нашел свое место в обществе, на рынке труда, но при этом был бы успешно социализирован в жизни и чувствовал себя комфортно и адекватно своим способностям.

И одну важную мысль хочу подчеркнуть: в модели нашей школы количество учащихся к 10−11 классу должно уменьшаться, а не увеличиваться.

С нашей точки зрения, не обязательно всем идти в 10−11 классы, ориентируясь на поступление в топовый вуз, потому что это всего лишь одна из дорог, и она не всем подходит.


Ресурсный центр школы «СКОЛКА»

– Недавно Владимир Мединский высказался о том, что учиться 11 лет в школе – это «непозволительная роскошь» и хорошо бы оптимизировать сроки общего образования. Вы разделяете его позицию?

– По-моему, дело не в количестве лет, а в том, как школа реализует идею влияния самого ребенка на его образование и будущее. Если же в школе все за ребенка решают взрослые и говорят, что ему учить, когда и что он должен сдавать и как правильно решить задачки ЕГЭ, то неважно, сколько времени учится ребенок в школе. Это не кардинально будет сказываться на его дальнейшей жизненной траектории. Важна специфика его взросления. В этом смысле для каких-то ребят уже в 14 лет вполне настало время для выхода на рынок труда и в самостоятельную жизнь, а кому-то лучше продолжить образование в школе. Поэтому если есть какие-то идеи сокращения сроков обучения, то, по крайней мере, делать это нужно разумно, чтобы они были не одинаковыми, однотипными для всех, а вариативными, в зависимости от возможностей и склонностей подростка.

– Вы уже сказали о важности психологического благополучия ребенка, об индексе счастья. В чем он должен заключаться, и как это осуществить на практике?

– Мы воспитываем в ребятах деятельностную позицию по отношению к обществу, чтобы у них было желание влиять на то, что происходит рядом, чтобы они научились решать задачи, которые не связаны с личным обогащением, а скорее нацелены на улучшение этой жизни и среды.

Есть очень хорошее выражение о том, что наш мир станет лучше, если в нем будет больше людей не успешных, а тех, с кем хорошо жить.

Мне кажется, что ставка на индивидуальный успех себя исчерпала, она приводит к тому миру, который сейчас есть. Если мы сменим акцент, и ребята будут думать о том, какой совместный вклад они могут сделать в улучшение нашего общества, что принесет им и другим радость, вот тогда наша жизнь станет более счастливой.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube