Участников приветствовал глава региона Валерий Лимаренко. Он отметил, что образование должно соответствовать стратегии развития территории. Перспективы Сахалинской области связаны прежде всего с развитием технологического профиля, поэтому планируется развитие направления кванториумов, технических классов и создание индустриального парка.
Мэр Южно-Сахалинска Сергей Надсадин рассказал об успехах системы образования города и представил концепцию ее долгосрочного развития. В основу положено несколько ключевых направлений:
- информатизация и компьютерные технологии;
- выход образовательного процесса за пределы школы;
- город как интерактивная среда, построение информационной образовательной среды;
- построение собственной индивидуальной образовательной программы;
- изменение второстепенной роли дополнительного и неформального образования;
- институциональное оформление условий превращения всей инфраструктуры города в образовательную;
- государственно-общественный характер управления: голос учителя, голос родителя.
У города есть наработки и опыт в каждом из направлений, с принятием концепции новое видение образования станет повсеместным. Муниципальная программа разработана в контексте современных вызовов системы образования и будет согласована с программой развития региона, которую собираются принять осенью.
Мы стоим на пороге трансформации сознания и понимаем, что именно образование – фундамент развития и «энергия будущего».
Мэр города пригласил всех участников форума к обсуждению концепции в рамках дискуссионных площадок и круглых столов.
* * *
Гости форума высказали мнение по поводу концепции и муниципального подхода к образовательной политике.
Алдар Дамдинов, член комитета Госдумы по образованию и науке, уверен, что форум дает возможность раскрыться потенциалу образовательных учреждений региона. Самая важная задача форума –коммуникация всех представителей педагогического сообщества.
Юрий Зинченко, президент Российской академии образования, уточнил, что в вопросах стратегического планирования необходимо соблюдать баланс между экспертным провидением и управленческими решениями, и согласился с тем, что образование становится площадкой общественных переговоров.
Алексей Загребин, член комитета Госдумы по образованию и науке, выразил мнение, что Россия как страна, состоящая из регионов, –прежде всего образовательная среда. Образование –это «мягкая сила», позволяющая нам быть конкурентоспособными.
Ольга Курилова, руководитель представительства АСИ в ДФО, считает, что образование может «перезагружать» города и давать новые возможности для поиска точек роста на уровне муниципалитета.
Игорь Круглинский, начальник управления организации и проведения ГИА Рособрнадзора, отметил, что система информирования внутри системы управления зачастую хромает. Площадка форума –редкое явление, когда ведущие эксперты и управленцы образования могут подискутировать с директорами и педагогами образовательных учреждений и донести ключевые идеи до чиновников и государственных деятелей.
Ксения Бурова, учитель, председатель объединения молодых учителей, уверена, что потенциал общего образования в развитии региона гораздо больше, чем традиционно привыкли рассматривать.
Александр Адамский как модератор мероприятия подвел итог открытия форума, сформулировав три основных тезиса:
- Образование–энергия будущего, а энергия образования–инициатива и мотивация учителей.
- Условие, при котором энергия превращается в действие –это поддержка педагогов со стороны муниципалитета и региона.
- Результатом и эффектом образования являются не отметки обучающихся, а счастливая жизнь и успешность горожан.